Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

PEST анализ организации

Статья о PEST анализе организацииВнешняя среда нуждается в постоянном мониторинге. Это утверждение верно для бизнеса любых размеров. Можно по-разному подойти к её описанию, но наиболее оптимальным является PEST анализ (или другое его наименование STEP анализ). Так как, сбалансированность приведённых в нём факторов охватывают почти все аспекты жизнедеятельности любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой.

Можно встретить мнение, что STEP анализ — инструмент больше маркетинговый, однако мы думаем, что факторы, учитываемые в нём, более актуальны для стратегического анализа. Итак, перечислим их:

факторы pest анализа

 

Политические факторы (Р)
В этом случае нужно учитывать выборы, изменение законов, регулирование государства, перемены в векторе политического развития. Не стоит сбрасывать со счетов и политические взаимоотношения между странами.

При более подробном рассмотрении это будут следующие вопросы:

  • Структура законодательства;
  • Политическая стабильность;
  • Политический курс;
  • Налогообложение;
  • Таможенное право;
  • Участие государства в бизнесе (контроль, поддержка);
  • Антимонопольные ограничения;
  • Лоббирование и неформальные группы;
  • Защита интеллектуальной собственности.

Экономические факторы
Инфляция, курсы валют, ключевая ставка, и другие макроэкономические параметры.

В детальной проработке надо учесть следующее:

  • Конъюнктура рынка;
  • Спрос-предложение;
  • Уровень инфляции;
  • Инвестиции;
  • Ресурсы;
  • Собственники;
  • Барьеры на входе;
  • Игроки (количество и краткая справка).

Социальные факторы или же социально-демографические факторы (S)
Сильно влияет отношение СМИ, демографические показатели, различные религиозные настроения, добавим, что именно социальные факторы могут вообще поставить крест на каком либо бизнесе. Детально надо рассматривать следующий набор:

  • Демография;
  • Стиль жизни;
  • Жизненные ориентиры и ценности;
  • Социальная стабильность;
  • Мобильность работников;
  • Уровень образования;
  • Семья;
  • Защита потребителя;
  • Религия (важный фактор, поскольку духовная составляющая порой руководит жизнью общества в экономике, к примеру страхования и тема финансов в том же Исламе имеет решающую роль при построении бизнес модели).

 

Технологические факторы (Т)
Новые технологии, изобретения, патенты. При анализе этих факторов нужно обратить внимание на тенденции в области науки (например, интересно будет просмотреть подшивки научных публикаций с нужных кафедр университетов и институтов в регионе или стране).

  • Технологическая политика в НИОКР (не просто голословные рассуждения чиновников об IT и/или биотехе, к примеру, а реальные кластеры, целевые программы поддержки и т.д.);
  • Текущий уровень техники и технологии;
  • Патенты и ноу-хау;
  • Оборудование.
рисунок pest анализ организации
рисунок PEST анализа. нажмите, чтобы увеличить.
пример PEST анализа предприятия

Просьба обратить внимание, что таблица приводится в весьма сокращенном варианте с изменёнными наименованиями!
Пример приведён для упоминавшегося нами ранее МК – основа, производящее и продающее металлоконструкции.

 

Факторы, влияющие на предприятие.

Описание текущей ситуации

Тенденции

Политические В связи с политической обстановкой, заказчики отдают предпочтения отечественным производителям.Также политика влияет на кадры, увеличивается отток ценных специалистов на заводы ВПК.…… Большим трендом является увеличение заказов со стороны ВПК, так как большие заводы, производящие сложное оборудование «загружены» надолго и
заниматься простыми конструкциями, у них нет времени.………
Экономические Вводятся льготы по налогам для малого бизнеса.……… Как и в политическом квадранте отметим сильное увеличение заказов со стороны ВПК и по планам нашего правительства эта тенденция
сохраниться.……
Социальные Потребители и особенно физические лица всегда подчёркивают, что их выбор обусловлен тем, что мы – сами производители, а не просто
перекупщики.……
Основной тенденцией, которая будет влиять на рынок ближайшие 10 лет является повышенная лояльность к отечественному производителю.……
Технологические Появляются новые технологии по работе с металлом……… Увеличится количество исследований с металлами из группы X в области их свойств при термической обработке.……

Для наилучшей работы с этим инструментом необходимо выделить тенденции на несколько лет по каждому из факторов, касающихся исследуемого предприятия. Именно они могут дать дополнительные направления при разработке стратегии.

выводы

Стало модным выделять ещё правовой и экологический факторы, некоторые предлагают рассматривать и географический. Такое расширение имеет смысл в зависимости от вида бизнеса. Если анализируется предприятие оптовой торговли книжной продукции, то экологический фактор будет не столь важен, как если бы анализировался завод по выпуску бумаги, с выбросами вредных отходов производства.

При анализе внешней среды в веб можно применить отдельные методики.