Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

Показатели эффективности организаций

Показатели эффективности организации - обложка статьиЭта тема настолько обширна, что сформировалась целая индустрия данной области. Особенно актуален этот вопрос в свете развития IT технологий. При чём, эта методология настолько практична, что её внедряют во многие сферы жизни. Показатели служат людям много где — от организаций вообще и бизнеса в частности, до инженерии, медицины, архитектуры, спорта, агротехники  и т.д.  Только нас интересует их применение именно в бизнесе.

 

Оглавление:

Немного истории
Система показателей эффективности
Типология показателей
Классы показателей
Вместо заключения
Источники: литература и другое.

Немного истории


Как и многие технологии, показатели были заимствованы из инженерии. Конечно, можно вспомнить линейки, простые весы, которыми можно измерить размер или массу, но отклонения от каких либо норм появилось в корабельном лаге, а после в спидометре. Очень вероятно, что именно спидометр,  появившийся в начале 20 го века, лёг в основу принципа измерений показателей и их отклонений.  Вслед за ним появились и другие приборы – такие как тахометр, одометр и т.д. Пик измерений всего и вся пришёлся на эру самолётов и ракет, где приборов  с несколько десятков, а весь этот массив знаний выделился в отдельную отрасль – приборостроение.

Видимо это обстоятельство вдохновило специалистов в менеджменте сравнивать приборные панели воздушных судов с набором показателей в бизнесе. В последнее время, все кому не лень, используют слово «дашборд» (от англ. приборная панель), подразумевая визуальный набор(уже и не только показателей).

Что касается приборов, в середине прошлого века в промышленности и на  различных энергостанциях появились приборы, которые отображали определённые отклонения.Вполне вероятно,  что они тоже внесли свою лепту в применение показателей эффективности для организаций.

Система показателей эффективности


Сначала стоит сказать о понятии. Что есть показатель, а вернее нас интересует суть.  Вообще, если говорить о терминологии, то показатель это мера.  А мера – есть предел в рамках которого делается что либо (изменяется).  И это очень близко к сути, ведь именно изменения в рамках нормы нас и интересуют.

Теперь к системе. Все показатели можно поделить на типы и классы.

Типы и классы Показателей эффективности организаций
рис. Типология показателей

 

Если рассматривать IT системы для анализа бизнеса и отслеживания показателей, то можно выделить:

  1. Отдельные продукты, начиная от BI и BA систем, заканчивая подклассом – вёб аналитика вроде Google Analytics, Яндекс метрика, kissmetrics и подобные.
  2. Появляются и смешанные подклассы вроде Roistat. Системы для вёб анализа выделил отдельно, так как интернет стал отдельным измерением, где происходят бизнес взаимоотношения, например те же интернет магазины.
  3. Встроенные модули в CRM и ERP

Первая и наверное единственная технология по системе показателей для организаций, где они структурированы это «Сбалансированная система показателей» (англ. Balanced Scored Card или BSC).  Немаловажным является то, что в ней изучен подход к их отслеживанию в организациях. О ней лучше расскажут труды первоисточника Нортона и Каплана.

Типы показателей


Можно выделить первичные и вторичные показатели.

Тут можно провести аналогии с медициной… Например, врачи реанимации почти всегда (в большинстве случаев) сразу по умолчанию обращают внимание на 3 показателя – пульс, реакция зрачков на свет, давление. Это первичные показатели.  Для организаций, как правило, тоже  первичных показателей не так много:

  • Прибыльность
  • Состояние счёта
  • Дебет/кредит
  • Относительная доля рынка

Как правило, интуитивно  в первую очередь, именно на них обращают внимание многие руководители.

Есть и другие первичные показатели, которые зависят от отрасли. В строительстве, помимо выше перечисленных, обращают внимание ещё и на иные моменты, в ресторанном бизнесе на иные.

Смысл первичных именно в том, что они отражают критические моменты, необходимые для жизнеспособности.

Вторичными или модно называть их синтетическими может быть всё что угодно, а для организации могут быть оборачиваемость товаров на складе или окупаемость рекламы и т.д.

Вторичных может быть несколько десятков, ведь в каждом свои показатели:

Это и оборачиваемость, стоимость рекламы на продукт или услугу, процент неликвида и т.д.

Классы показателей


Это разновидности показателей вторичного типа.

Попробуем перечислить их примеры в основных функциональных областях, а именно на что обращают внимание в тех или иных областях:

Функциональная область Классы показатели
Стратегия и развитие Общий процент достижения целей

Дивиденды

Операционное управление Процент выполнения плана по:

выручке

прибыли

и др.

Финансы Прибыльность

Оборачиваемость капитала

И т.д.…

Маркетинг Доли рынка по каждому из продуктов

Узнаваемость марки

И т.д.…

Продажи Выполнение плана продаж

Темп продаж

Объёмы продаж

Производство товаров или услуг Процент выполнения плана производства

Процент рекламаций

И т.д….

Закупка Выполнение плана закупок

IT Количество сбоев IT системы

Процент простоев IT систем

… и т.д.

HR Текучесть кадров

….И.т.д.

Склад товарооборот

грузооборот

коэффициент оборачиваемости продукции

Безопасность Количество инцидентов на объектах

Юриспруденция Кол-во  судебных тяжб

Процент выигранных дел

…другие

Бухгалтерия Процент налоговых отчислений (отклонения)

Процент налоговых нареканий

Надо сказать, что ещё есть и подклассы показателей. Например, если взять область маркетинга, а в частности – реклама: есть такой индикатор как стоимость контакта, то есть цена одного потенциального клиента (как сейчас модно говорить лид). Допустим, если на рекламу в газетах потратили 100 т. р, а позвонило с них 100 человек, то стоимость контакта составила 1 т.р. Сравнивая рекламные каналы и конкретные источники можно составить картину самой дорогой или самой дешёвой рекламы для конкретного бизнеса. Это пример вторичного показателя, который обычно отслеживает маркетолог. Есть ещё более дальние показатели, в том же интернет маркетинге, в части контекстной рекламы тот же CTR. На сленге маркетологов это будет вторичная синтетика или просто синтетика.

 

Вместо заключения


Наверное, показатели эффективности для организаций это апогей, завершающий «мазок» в управлении организациями. Именно понимание работы организации и замеры  являются фарватером в управлении ею. Невозможно управлять тем, что нельзя измерить. Хотя бы на элементарном уровне (сделано или не сделано) необходимо эти вещи внедрять  в работу любой организации независимо от размера. Иначе как понять – хорошо ли работает ваша компания?

 

Источники: литература и другое.


Сергей Ожегов, Толковый словарь русского языка, 2003

Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон, Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию,  2014

Хьюберт К. Рамперсад, УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, 2004

Аркадий Пригожин, Цели и ценности. Новые методы работы с будущим, 2010

www.balancedscorecard.org Институт BSC

www.scheer-group.com Исследователь показателей в организации через IT IDS Scheer