Открыть меню

SWOT анализ — этапы: пример одного предприятия

этапы свот анализа обложка статьиЭтапы SWOT анализы (Strength, Weaknesses, Opportunities, Threats) включают в себя рад шагов. Данная методика используется для оценки потенциала предприятия. СВОТ анализ позволяет составить план развития компании на основании ее сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз на рынке.

SWOT анализ

Популярный способ оценки бизнес-процессов — метод СВОТ анализа. Впервые термин был использован в 1963 году. Метод строится на математической оценке факторов, составляющих внутреннюю (сильные/слабые аспекты предприятия) и внешнюю (возможности/угрозы во вне) ситуации.

Аспекты предприятия — “S” (силы) и “W” (слабости), включают в себя особенности организации деятельности, оценка штата предприятия, способ руководства, структуру. Внешняя среда предприятия, обозначенная как “O” (возможности) и “T” (угрозы), представляет собой оценку политической ситуации, экономических процессов (на уровне государства или глобального рынка), влияние клиентов, конкурентов и партнеров.

Проведение SWOT анализа: этапы


  1. Первый этап: производится оценка внутренней среды предприятия
  2. Второй этап: осуществляется оценка внешних факторов, влияющих на предприятие
  3. Третий этап: составление SWOT — матрицы или сопоставительной матрицы
  4. Четвертый этап: производится расчет значений для каждой комбинации факторов
  5. Пятый этап: разрабатываются стратегии для предприятия
Этапы swot анализ

Изображение этапов swot анализа

А теперь рассмотрим подробнее эти этапы:

Оценка внутренней среды

На первом этапе необходимо составить полную картину предприятия. Эксперт выделяет основные черты в виде преимуществ компании и ее слабостей. Для этого необходимо располагать информацией относительно основных показателей деятельности, например, объемы производства, продаж. Понимать, каким образом выстроена структура и организация, кто принимает решения и каким образом. Более того, важно учитывать аспекты внутренней коммуникации, способы взаимодействия, показатели эффективности работником и наполнение кадрами, их квалификация.

Оценка внешней среды

Второй этап предполагает оценку внешних факторов: будь то изменения цен, взаимоотношения с поставщиками, деятельность конкурентов. Иными словами, эксперт смотрит, какую роль играют различные аспекты основных общественных сфер: политической, экономической и социальной.

Стоит отметить, что возможно проследить взаимное влияние предприятия и внешних условий. Так, будучи монополистом в стране, предприятие может диктовать цены на внутреннем рынке. Однако действуя уже на мировом рынке данная возможность теряет свою силу.

Составление сопоставительной матрицы (SWOT матрицы)

После того, как получены все аспекты внутренней и внешней среды, они заносятся в таблицу:

ВозможностиУгрозыИТОГО
а1б1А1Б1
Силыа2141015
б0100
СлабостиА-1-2-4-2-1-3-7
Б0-100
Сумма1-1-10-2

Расчет значений

Каждый аспект на пересечении областей оценивается по степени влияния в диапазоне от -2 до 2 в зависимости от сильного негативного влияния (-2) до сильного положительного влияния (2.) Значение 0 присваивается аспектам, которые имеют нейтральный характер. Значение присваивается на основании сочетания сильных сторон при условии возможностей и рисков, то же – для слабых сторон предприятия.

Следующим шагом пересечения факторов на областях Силы-Возможности (S-O), Силы-Угрозы (S-T), Слабости-Возможности (W-O), Слабости-Угрозы (W-T) суммируются (например, Силы-Возможности: 2 + 1 + 1 = 4). Далее четыре полученных числа снова складываются (значение ИТОГО), конечное число позволяет оценить степень рисков для анализируемого бизнеса.

Стратегии

В результате эксперт делает вывод и разрабатывает стратегии: S-O, S-T, W-O, W-T. Каждая из стратегий предлагает использовать имеющиеся преимущества в сочетании с угрозами и открывающимися или уже открытыми возможностями. Также, разрабатываются способы по устранению или сглаживанию слабых аспектов на фоне имеющихся возможностей, либо при условии угроз и рисков.

Рекомендуем использовать программу для проведения SWOT анализа>>

Пример проведения SWOT анализа на примере ООО «Биосфера»


! Выбор  предприятия был случайным и анализ проводился на основании открытых данных.

Первый этап

Предприятие “Биосфера” может быть охарактеризовано следующими аспектами:

  • Покрывает как федеральный рынок (налажена цепь прямых поставок) (В), так и ближнее зарубежье (а)
  • Широкий продуктовый ассортимент (15 000 наименований) в ценовом сегменте от дешевого до премиума, ООО «Биосфера» имеет 8 собственных марок, все товары сертифицированы (б)
  • Общая площадь складов, магазинов и офисных помещений превышает 7 000 м^2, количество сотрудников – более 300 (в)
  • Имеется сеть собственных розничных магазинов («ВАКА») 37 магазинов (только г. Санкт-Петербург) (А)

Зарубежными партнерами являются  фирмы из Германии, Италии, Финляндии, Испании, а также Голландии, США, Канады и Польши (выступает в роли дистрибьюторов) (Б)

Второй этап

Риски и возможности для предприятия заключаются в следующих аспектах:

  • Наличие крупных игроков на рынке: Nestle (Нестле) и Mars (Марс) (А1)
  • Специализированные магазины часто не выдерживают конкуренцию с сетевыми супермаркетами, предлагающими продукцию для животных (Б1)
  • Наблюдается рост количества питомцев, которых заводят Россияне (на 2018 год – рост на 14%) (а1)
  • Большинство потребителей отдают предпочтение домашней пище для животных, однако тенденция в пользу специализированного рациона набирает темп (б1)
  • Рост потребительских цен в России создает угрозу для популяризации специализированных продуктов для животных (В1)
  • Европейский рынок ориентирован на премиальные продукты для питомцев (в1)

Составление SWOT матрицы — третий этап

Следующий шаг – оценка аспектов в диапазоне от -2 до 2 и помещение в матрицу. Полученная таблица имеет вид:

 В У =
а1б1в1А1Б1В1
Силыа0207000310
б122011    
в010100    
СлабостиА-10-1-4-2-1-2-9-13
Б00-1-2-1-1    
В00-1000    
 -3    

 

Расчет значений — этап 4

Далее производится расчет влияния факторов друг на друга на пересечениях областей Силы-Возможности, Силы-Угрозы, Слабости-Возможности, Слабости-Угрозы. В сумме получилось четыре числа, которые при дальнейшем сложении дают значение -3.

В зависимости от того, в каком пределе находится конечное число, делается заключение. Деятельность предприятия можно оценить как:

Сбалансированная (> 5)
Рискованная (-5 до -2)
Зрелая (-2 до 2)
Проблемная (< -5)
Для случая ООО «Биосфера» имеем рискованный бизнес, что требует предприятие уделить пристальное внимание возможностям и развиваться в сторону их своевременного использования.

Заключение и стратегии — пятый этап

Таким образом, анализируемому предприятию для успешного развития на рынке требуется концентрация на стратегии Силы-Возможности (S-O), поскольку существующие преимущества «перекрывают» недостатки. Тем ни менее наличие вешних серьезных угроз должно подтолкнуть к активному использованию имеющихся возможностей. В данном случае возможности заключаются в выходе на Европейский рынок, где ценится премиальный статус продукции для животных, а также расширение собственной розничной сети за пределами Санкт-Петербурга с целью предложить свой широкий ассортимент товаров, придерживаясь разнообразия цен.

Вывод


Представленная методика анализа предприятия дает возможности произвести качественный и всесторонний анализ ситуации. Эксперт на основании математических расчетов находит оптимальные способы для сохранения бизнеса и его дальнейшего развития. СВОТ анализ имеет свое преимущество в оценке положения предприятия, как на локальном уровне, так и в более широких масштабах.

Результатом проведения SWOT анализа является тактический или стратегический план, что в конечном счете формирует дальнейшие цели и задачи для рассматриваемого бизнеса.

Повторим на видео:

Источники


Российский рынок кормов для животных вошел в топ-3 для Purina в Европе
URL: https://www.interfax.ru/business/592345
Число домашних животных в РФ выросло на 14% за три года
URL: https://www.interfax.ru/russia/631927
О ФИРМЕ ООО «Биосфера»
URL: http://www.vaka.ru/about-firm

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2003 - 2019 Стратегический консалтинг от ПКФ Стратего · Копирование запрещено
Архивы сайта