Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

Целеполагание в организациях

Целеполагание в организациях, обложкаПри разработке стратегии организации возникает необходимость в процедурах для правильного формирования целей.

Ранее, в статье про фильтры для целей,  мы говорили об их формулировании, однако чтобы до фильтров добраться, сначала эти цели нужно обозначить. Не будем вдаваться в размышления о природе целеполагания. Нас интересует вопрос: «Как происходит постановка и систематизация целей в организациях при стратегическом планировании?». Для начала, о содержании…

Система целеполагания в организациях


Состоит из трёх элементов:

  1. Процесс, о котором мы вкратце расскажем далее;
  2. Иерархия и декомпозиция целей;
  3. Внедрение этих целей  через план мероприятий. Только эта тема требует отдельного рассмотрения, она обширна и в формат статьи не поместится.
Система целеполагани в организациях
рис. Система целеполагания в организациях. Нажмите для увеличения.

Начнём с иерархии  и декомпозиции целей, а потом перейдём к этапам процесса целеполагания. Итак…
Можно выделить цели по уровням декомпозиции. Цели первого уровня или стратегические цели формируют верхушку иерархии. Потом, в результате раскладки, образуются цели второго уровня, как правило, функциональные, которые в дальнейшем  формируют  функциональные политики. А вот второй уровень, в свою очередь, раскладывается на тактические цели.

 

Иерархиия целей в системе целеполагания
рис. Иерархия целей в системе целеполагания. Нажмите для увеличения.

Процесс целеполагания в организациях


Для правильной организации обязательны функции модератора и секретаря.

Если писать укрупнёно, то процесс состоит из четырёх этапов:

  1. Мозговой штурм, когда участники предлагают идеи;
  2. Фильтрация целей;
  3. Формирование дерева целей;
  4. Редактирование и утверждение дерева целей у участников.

Есть несколько правил прохождения всех этих этапов:

  • Во-первых, цели нужно ставить совместно с их исполнителями, то есть вовлекать людей в процесс целеполагания. Нельзя «нарисовать  красивое» дерево целей и дать его людям на выполнение. Так работать не будет, зря время потратите. Поэтому, только группой и только совместно.
  • Во-вторых, не пытайтесь самостоятельно модерировать и даже выполнять секретарские функции. Нужны независимые люди, знающие как вести мероприятие, правила мозговых штурмов, как замотивировать публику на продуктивную работу, какие вопросы задавать и т.п.
  • В-третьих, не нужно растягивать мероприятие. Два-три часа, не более.
  • В четвёртых, мероприятия по целеполаганию лучше проводить не в офисе, из-за того, что атмосфера вне рабочего места располагает к более откровенному обсуждению.

Это  основные правила, однако подробнее про ошибки стратегического процесса  можно почитать в книге «Что вам делать со стратегией?…», обзор которой мы делали ранее.
Исходя из этих пунктов, получается, нужен специалист, который будет курировать весь процесс целеполагания в организации. Это может быть либо внешний, либо внутренний  консультант —  т.н. бизнес-аналитик. Причём, учтите, этот человек будет не только вести все мероприятия, а ещё фильтровать цели и готовить всю документацию.

Выводы по статье


Понятно, что всех нюансов в статье не раскроешь. Плюс ко всему, целеполагание как процесс требует не только специальных навыков и знаний, а ещё и желания помочь выработать цели, которые будут воодушевлять на их исполнение.
Помните! Формируя цели Вы строите стены здания для Вашей организации.

 

Литература:
1.    Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим, М.: Дело, 2010;
2.    Арутюнян Т.К. Что вам делать со стратегией? Руководство по стратегическому развитию компании, М: Манн, Иванов и Фербер, 2013
3.    Брюс Альстранд, Генри Минцберг, Жозеф Лампель. Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / серия: Сколково – М.: Альпина Паблишер, 2013;