Ещё их называют главными, основными, генеральными или целями первого уровня. Из названия следует, что они должны содержаться в стратегии организации.
Такой подход к их формированию является уточнением ориентиров, заложенных в видении организации.
Назовём основные характеристики стратегических целей организации
— Они являются конкретизацией видения по одному из фильтров (SMART, PURE или CLEAR)
— Они должны иметь возможность быть разложенными на тактические цели, которые в свою очередь, декомпозируются (раскладываются) на задачи в плане мероприятий.
Из этих характеристик можно вывести определение, которое потом «ляжет» в основу дальнейших рассуждений.
определение стратегических целей организации
Определение цели с точки зрения философии:
Цель есть субъективное понятие как существенное стремление положить себя вовне
Гегель Георг Вильгельм Фридрих
Уточним понятие цели для организации
В обиходе, для организаций и для людей под целью понимается результат, который был запланирован.
В стандартах ISO, цель – результат, который должен быть достигнут.
У Аркадия Ильича Пригожина встречается такая формулировка: «Цель выступает как единство мотивов средств и результатов».
Кстати, он не отождествляет цель с результатом: «…ибо взаимодействие мотивов со средствами производит не только потребное».
Однако эти определения про цели вообще, а определения «стратегической цели» почти не встречаются.
Поэтому, исходя из выше изложенного, предлагаем следующую формулировку:
Стратегические цели – развёрнутые и конкретизированные тезисы видения, пригодные для их дальнейшей декомпозиции на тактические цели.
разработка стратегических целей организации
Отметим, что подход стратегического планирования предложил строить будущее исходя не из текущего состояния, а из образа желаемого (VISION), поэтому процесс разработки стратегических целей заключается в уточнении тезисов видения.
Например, из части видения:
«Через 10 лет мы будем компанией с самой крупной долей на рынке потребления НВФ в ПФО».
Выведем стратегическую цель:
«К 2023 году компания «Стройпроект» будет занимать 40% рынка потребления НВФ для всех типов зданий по их назначению * в Поволжском федеральном округе».
*Жильё, административные здания, офисы, склады, торговые, социальные и другие объекты, такие как гостиницы, парковки и т.п.
Отложим в сторону оценки этой части видения. Дело в том, что, как и у большинства предпринимателей, всё их внимание сфокусировано на количестве, а не на качестве. Кстати, об этом написано в нашей статье «Малый бизнес. Растём или развиваемся?».
Тут возникает интересная дилемма — с одной стороны стратегических целей не должно быть много, а с другой невозможность одной или двумя обеспечить охват всех областей. Ведь организация не существует только за счёт продаж или за счёт IT. Поэтому, ради комплексного рассмотрения вопроса стоит ознакомиться с возможным разнообразием стратегических целей.
виды стратегических целей
Приведём такой подход, что по функциональному признаку, можно выделить стратегические цели:
- В производстве;
- В маркетинге и продажах;
- В финансах;
- В области управления персоналом (HR);
- В логистике;
- В НИОКР;
- В IT (учёт и автоматизация);
- В безопасности.
При стратегическом целеполагании чаще всего так и происходит, что одну-две стратегические цели можно декомпозировать (разложить) на 7-8 тактических, уже функционального характера. Посмотрите рисунок с примером дерева целей, там же изображён пример декомпозиции одной стратегической цели на следующий уровень.
Вопрос выбора стратегических целей состоит в основном из расстановки приоритетов меж ними. Какая — то цель первична, а какая менее важна как может показаться сейчас. Поэтому, решения по определению какая цель первостепенна, а какая нет, не стоит принимать в спешке. Надо сказать, что вообще все вопросы, касающееся стратегии, суеты не терпят.
выводы по статье «стратегические цели организации…»
В качестве итога полезно высказать одну мысль: основное отличие стратегических целей организации от всех прочих в том, что источником для них являются тезисы видения. Так как порядок, выраженный и обозначенный нами в схеме иерархии (статья «Миссия организации…»), обусловлен взаимосвязью указанных элементов.
Использованная литература:
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // М.: Мысль, 1970—1972
2. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим, М.: Дело, 2010;
3. Материалы International Organization for Standardization, с сайта iso.org