Декомпозиция целей организации

Декомпозиция целей организации _ обложка статьиВ продолжение статьи про стратегические цели, было решено раскрыть термин декомпозиции. Плюс ко всему, появились просьбы самих читателей сделать это. Как говорится: «спрашивали – отвечаем».

 

Оглавление статьи

Характеристики и понятие темы
Методы декомпозиции целей
Декомпозиция дерева целей
Пример декомпозиции целей
Декомпозиция целей проекта
Вывод по статье


Это достаточно распространённый вопрос. Термин «декомпозиция» — полупрофессиональный, входящий в комплект отраслевых жаргонизмов. Но, на самом деле, он касается многих. Дело в том, что так называемая раскладка и вложения встречаются почти во всех сферах жизни. С момента нашего рождения, нас окружают элементы декомпозиции. Например, игрушки, для мальчиков и для девочек, они в свою очередь делятся по другим характеристикам. Люди мыслят именно элементарными нормами логики. Везде: в быту, в законах, во врачебной практике, сохраняются представления о декомпозиции, потому как это привито нам с детства.
Касается, конечно, всех, только не везде нужно и не все этим пользуются. Попытаемся рассказать

Характеристики и понятие темы


В случае с целями имеет следующие характеристики:
Надо понимать, что декомпозиция ради неё же самой никому не нужна. Она имеет три характеристики, а именно:

  1. Разделение;
  2. Достижение;
  3. Распределение.

Из них попытаемся сложить определение:

Декомпозиция целей организации – разделение вышестоящих целей для их достижения и дальнейшего распределения между ответственными исполнителями.

Грубо говоря, она является подробной расшифровкой вышестоящего уровня.

 

Продемонстрируем пример:

Декомпозиция целей организации в рисунке

рис. Элементарная декомпозиция целей организации. Нажмите для увеличения.

Мы считаем, что оптимальным разделением является декомпозиция до третьего уровня. Третий уровень должен прояснять картинку и отвечать на вопрос: «что делать?».  Однако при создании дерева целей для больших организаций и/или холдинговых структур могут наблюдаться до шести вложений.

 

Методы декомпозиции целей


Основным методом является переход от общего к частному. В данном случае дедукция является той основой, которая формирует всю суть декомпозиции.

Однако можно выделить и обратную (индуктивную) форму, где частные моменты образуют общности. Это можно назвать агрегированием целей или композицией. Только такой метод характерен в проектировании инженерных систем, программировании и/или в создании программного обеспечения, а никак при выстраивании целевой структуры организации.

 

Декомпозиция дерева целей


Начнём сначала, а именно с декомпозиции стратегических целей

Сами стратегические цели образуют первый уровень раскладки. А вот появляются они уже из высших целей или целей нулевого уровня, таких как видение организации.

Кстати, оно само не  всегда может являться частью чего — то большего. Видение и есть основа, только как мы  уже и говорили, тесно взаимосвязанная с ценностями организации. Несмотря на это, ценности в иерархии мы ставим выше. В этих размышлениях нет противоречия, так как речь идёт о настолько  высоких понятиях, что у каждой организации всё происходит по — разному.

Стратегически цели организации декомпозируются на цели второго уровня, чаще всего на функциональные. В свою очередь, они  раскладываются на цели третьего уровня и становятся основой для функциональных политик, таких как политика в области маркетинга или политика в области производства.

В других случаях декомпозиция целей первого уровня может быть по признаку территорий или по продуктам, проектам. Впрочем, вместо них могут быть любые значимые объекты, к примеру, на втором уровне дерева целей холдинга могут быть бизнес единицы – отдельные заводы, фирмы оптовой или розничной торговли и т.д. Целеполагание в холдинговых структурах это отдельная тема.

Важной её характеристикой является «достижение», то есть декомпозиция дерева целей в организации делается для того, чтобы лучше достичь цели. Как проверить, что вы достигнете той или иной цели? Разбейте её на части — подцели и оцените – возможно, ли их достичь. Простите за бытовой пример — проще проглотить большой кусок, разрезав его на мелкие кусочки.

Вернёмся к признакам и приведём варианты декомпозиции по ним…

Пример декомпозиции целей


Приведём три варианта,  в зависимости от её модели. Заметьте, что и у коммерческих предприятий, и у некоммерческих структур (вроде спортивных клубов, например) здесь наблюдается схожесть. Даже, казалось бы, — «какой у спортивного клуба продуктовый подход в целях?», однако у них продуктами могут быть виды спорта или их подвиды.
А вот и сами примеры:

по функциональному признаку.

рис. по функциональному признаку. Нажмите для увеличения.

Рисунок декомпозиции целей по территориальному признаку

рис. по территориальному признаку. Нажмите для увеличения.

 

Изображение декомпозиции целей по продуктовому признаку

рис. по продуктовому признаку. Нажмите для увеличения.

 

Внимание! На рисунках изображены исключительно примеры в схематичных изображениях. В реальных документах выноски с комментариями отсутствуют.

Декомпозиция целей проекта


Самое главное отличие целей проекта от целей организации в том, что только ради цели меняется и/или появляется элемент организационной  структуры, после  достижения этой цели элемент исчезает. Однако отличий в принципе декомпозиции целей проекта от целей организации почти нет.
Отметим, что при планировании проектов систематизация целей  в форме декомпозиции особо важна. Ввиду того, что проект раскладывается на части, где каждая часть имеет свою цель как подцель общего направления проекта, а как мы писали ранее, проект создаётся только ради достижения цели.
Как и цели организации, цели проекта должны быть подвергнуты фильтрам. Приведём пример раскладки. Как видно на изображении при планировании проекта всё-таки удобнее верстать один документ.

Генеральная цель проекта
Подцель проекта А
подцель проекта А1
подцель проекта А2
подцель проекта А3
Подцель проекта В
подцель проекта В1
подцель проекта В2
подцель проекта В3

Вывод по статье


Основной вывод по изложенному материалу заключается в том, что без декомпозиции ни о какой структуре, а тем более системе целей и речи быть не может, потому, как только она помогает разложить всё на малые части и довести их до конкретного исполнителя.

Литература

1.    Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим, М.: Дело, 2010;
2.    Коллектив авторов Руководство PMBOK Третье издание Издатель: Project Management Institute Inc., 2004;
3.    Медоуз Донелла  Азбука системного мышления М.: Бином. Лаборатория знаний,  2011.

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Обсуждение: 5 комментариев
  1. Елена Владимировна:

    Спасибо за оперативный отклик. Статья подробная, теперь понятно.

  2. orenkomp:

    Модель муравейника, то есть разделение организации на функциональные группы с поставленными перед ними четкими целями и задачами и предоставление этим частям самостоятельности в выборе способов достижения целей, становится все более популярна и востребована.

  3. Главред:

    Интересное дополнение. Спасибо.

  4. Виктор:

    Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.

  5. Александр:

    Менеджмент. Ключевая цель в этой области — определение критических сфер управленческого воздействия.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Важное для организации
Подпишитесь на новые записи.

Введите свой email:

 
Поиск по сайту
© 2017 Стратегическое планирование