В продолжение статьи про стратегические цели, было решено раскрыть термин декомпозиции. Плюс ко всему, появились просьбы самих читателей сделать это. Как говорится: «спрашивали – отвечаем».
Оглавление статьи
Характеристики и понятие темы
Методы декомпозиции целей
Декомпозиция дерева целей
Пример декомпозиции целей
Декомпозиция целей проекта
Вывод по статье
Это достаточно распространённый вопрос. Термин «декомпозиция» — полупрофессиональный, входящий в комплект отраслевых жаргонизмов. Но, на самом деле, он касается многих. Дело в том, что так называемая раскладка и вложения встречаются почти во всех сферах жизни. С момента нашего рождения, нас окружают элементы декомпозиции. Например, игрушки, для мальчиков и для девочек, они в свою очередь делятся по другим характеристикам. Люди мыслят именно элементарными нормами логики. Везде: в быту, в законах, во врачебной практике, сохраняются представления о декомпозиции, потому как это привито нам с детства.
Касается, конечно, всех, только не везде нужно и не все этим пользуются. Попытаемся рассказать
Характеристики и понятие темы
В случае с целями имеет следующие характеристики:
Надо понимать, что декомпозиция ради неё же самой никому не нужна. Она имеет три характеристики, а именно:
- Разделение;
- Достижение;
- Распределение.
Из них попытаемся сложить определение:
Декомпозиция целей организации – разделение вышестоящих целей для их достижения и дальнейшего распределения между ответственными исполнителями.
Грубо говоря, она является подробной расшифровкой вышестоящего уровня.
Продемонстрируем пример:
Мы считаем, что оптимальным разделением является декомпозиция до третьего уровня. Третий уровень должен прояснять картинку и отвечать на вопрос: «что делать?». Однако при создании дерева целей для больших организаций и/или холдинговых структур могут наблюдаться до шести вложений.
Методы декомпозиции целей
Основным методом является переход от общего к частному. В данном случае дедукция является той основой, которая формирует всю суть декомпозиции.
Однако можно выделить и обратную (индуктивную) форму, где частные моменты образуют общности. Это можно назвать агрегированием целей или композицией. Только такой метод характерен в проектировании инженерных систем, программировании и/или в создании программного обеспечения, а никак при выстраивании целевой структуры организации.
Декомпозиция дерева целей
Начнём сначала, а именно с декомпозиции стратегических целей
Сами стратегические цели образуют первый уровень раскладки. А вот появляются они уже из высших целей или целей нулевого уровня, таких как видение организации.
Кстати, оно само не всегда может являться частью чего — то большего. Видение и есть основа, только как мы уже и говорили, тесно взаимосвязанная с ценностями организации. Несмотря на это, ценности в иерархии мы ставим выше. В этих размышлениях нет противоречия, так как речь идёт о настолько высоких понятиях, что у каждой организации всё происходит по — разному.
Стратегически цели организации декомпозируются на цели второго уровня, чаще всего на функциональные. В свою очередь, они раскладываются на цели третьего уровня и становятся основой для функциональных политик, таких как политика в области маркетинга или политика в области производства.
В других случаях декомпозиция целей первого уровня может быть по признаку территорий или по продуктам, проектам. Впрочем, вместо них могут быть любые значимые объекты, к примеру, на втором уровне дерева целей холдинга могут быть бизнес единицы – отдельные заводы, фирмы оптовой или розничной торговли и т.д. Целеполагание в холдинговых структурах это отдельная тема.
Важной её характеристикой является «достижение», то есть декомпозиция дерева целей в организации делается для того, чтобы лучше достичь цели. Как проверить, что вы достигнете той или иной цели? Разбейте её на части — подцели и оцените – возможно, ли их достичь. Простите за бытовой пример — проще проглотить большой кусок, разрезав его на мелкие кусочки.
Вернёмся к признакам и приведём варианты декомпозиции по ним…
Пример декомпозиции целей
Приведём три варианта, в зависимости от её модели. Заметьте, что и у коммерческих предприятий, и у некоммерческих структур (вроде спортивных клубов, например) здесь наблюдается схожесть. Даже, казалось бы, — «какой у спортивного клуба продуктовый подход в целях?», однако у них продуктами могут быть виды спорта или их подвиды.
А вот и сами примеры:
Внимание! На рисунках изображены исключительно примеры в схематичных изображениях. В реальных документах выноски с комментариями отсутствуют.
Декомпозиция целей проекта
Самое главное отличие целей проекта от целей организации в том, что только ради цели меняется и/или появляется элемент организационной структуры, после достижения этой цели элемент исчезает. Однако отличий в принципе декомпозиции целей проекта от целей организации почти нет.
Отметим, что при планировании проектов систематизация целей в форме декомпозиции особо важна. Ввиду того, что проект раскладывается на части, где каждая часть имеет свою цель как подцель общего направления проекта, а как мы писали ранее, проект создаётся только ради достижения цели.
Как и цели организации, цели проекта должны быть подвергнуты фильтрам. Приведём пример раскладки. Как видно на изображении при планировании проекта всё-таки удобнее верстать один документ.
Генеральная цель проекта | ||
Подцель проекта А | ||
подцель проекта А1 | ||
подцель проекта А2 | ||
подцель проекта А3 | ||
Подцель проекта В | ||
подцель проекта В1 | ||
подцель проекта В2 | ||
подцель проекта В3 |
Вывод по статье
Основной вывод по изложенному материалу заключается в том, что без декомпозиции ни о какой структуре, а тем более системе целей и речи быть не может, потому, как только она помогает разложить всё на малые части и довести их до конкретного исполнителя.
Литература
1. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим, М.: Дело, 2010;
2. Коллектив авторов Руководство PMBOK Третье издание Издатель: Project Management Institute Inc., 2004;
3. Медоуз Донелла Азбука системного мышления М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.