В процессе тактического или стратегического планирования возникает необходимость создания работающих формулировок.
А для того чтобы цели работали, а не просто оставались декларациями о намерениях необходимо их пропустить через фильтры. Они так названы потому, что помогают формулировать их в соответствии с необходимыми требованиями. На сегодняшний момент существует три основных фильтра для целей и несколько интерпретаций фильтра SMART. Давайте подробнее познакомимся с ними.
SMART цели
Эти критерии разработал и внедрил в практику Питер Друкер. В 1954 в работе «Практика менеджмента» появилась идея фильтра для целей S.M.A.R.T.
Расшифровка этого акронима такая:
- Specific – цель должна быть конкретной
- Measurable – цель должна быть измеримой
- Attainable – цель должна быть достижимой
- Realistic – цель должна быть реалистичной
- Time bound – цель должна быть ограниченной во времени.
Добавим, что требования к целям: Realistic и Attainable практически взаимоисключающие. Поэтому вместо реалистичности целей эффективнее было бы использовать требование Relevant. То есть, согласно ему цель должна быть уместной. Также, мы считаем, что одно из самых важных требований — цель должна быть вдохновляющей или, выражаясь сугубо деловым языком – мотивирующей (motivation) . Только при этом условии люди, перед которыми она ставится, будут идти к ней сами, без дополнительных напоминаний и толчков.
С момента появления на свет, фильтр дополнялся и увеличивался несколькими трактовками (вроде SMARTER) и/или нотациями, однако суть его осталась неизменной.
Как пример SMART цели приведём следующую формулировку:
К 2023 году занять рынок потребления НВФ на 40% в ПФО.
Обратите внимание, SMART — это акроним, вдобавок с английского языка переводится как умный. То есть образуется некая игра слов, которую можно трактовать как умные цели.
Есть ещё два фильтра для целей. Они не менее важны, так как работают от ценностей.
PURE цели или чистые цели
Это тоже акроним, который сложен из первых букв четырёх слов:
- Positively stated – цели должны быть сформулированы на позитивном настрое, без приставки «не». По принципу «хочу то- то и то- то».
- Understandable – цели должны быть понятны всем, а не только Вам.
- Relevant –цели должны быть релевантными, то есть в этом случае, находится в общем русле, а не быть «оторванными» от текущей ситуации.
- Ethical – цели должны быть этичными.
Особенно импонирует следующий фильтр за критерий записи или фиксирования.
CLEAR цели или чёткие цели
- Challenging – цели должны содержать некий вызов. То есть цель может быть решена только с Вашим участием.
- Legal – цель должна быть в рамках закона.
- Environmental – цель не должна наносить вред окружению. У нас есть такое выражение – «идти по головам…», так вот это неправильно, когда цель указывает на какой — то негатив, который можно принести другим.
- Appropriate –цель должна быть уместной, это как если бы мы пытались топором закручивать винт.
- Recordable-цель должна быть записана. Пожалуй, это самая главная часть этого фильтра, да и не только. Как говорится в поговорке: «Самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти». Кстати, дело тут не только в фиксации.
Выводы по статье
Последнее время тут и там говорят, что цели нужно «смартовать», только есть ещё критерии. Перечисленные в статье фильтры для целей не исключают друг друга, а дополняют. Если СМАРТ имеет деловой характер, то чистый и чёткий фильтры несут иные моменты. Сочетая их, при разработке тактических и стратегических целей, можно достичь хорошего результата.
Использованная литература:
Друкер П.Ф. Практика менеджмента, М: Вильямс 2009
Арутюнян Т.К. Что вам делать со стратегией? Руководство по стратегическому развитию компании, М: Манн, Иванов и Фербер, 2013