Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

PAM TAM SAM SOM или как бизнесу ответить на главный вопрос

PAM, TAM, SAM, SOMPAM TAM SAM SOM – это показатели, с помощью которых можно оценить объём рынка и понять перспективу роста проекта. Такой расчёт бизнесмены делают для себя, чтобы оценить возможности своего дела. А также предоставляют инвесторам, чтобы обсудить вложения в бизнес. По сути это главный и самый первый вопрос любого бизнеса. Проще говоря это показатель того есть ли на этом рынке деньги или нет, ведь смысл развивать своё дело, конкурировать, если не будет спроса. А нет спроса, нет покупателей нет и бизнеса, вот почему это главный вопрос.

Показатели PAM, TAM, SAM, SOM


Самым большим является PAM, за ним поочерёдно идут TAM, SAM, SOM.

PAM, TAM, SAM, SOM

Разберёмся, что означают все эти показатели:

  • PAM (Potential Available Market) – это рынок, который потенциально доступен бизнесу. Здесь также учитывается, как будет меняться рынок за интересующее вас время.
  • TAM (Total Addressable Market)– это объём рынка, на котором можно реализовать ваш продукт. Это коэффициент, который показывает всех потенциальных покупателей (даже тех, кто уже приобретает похожую продукцию у ваших конкурентов или не приобретает аналогичную продукцию вовсе).
  • SAM (Served/Serviceable Available Market) – это объём рынка ваших прямых конкурентов и аналогичной деятельности. Коэффициент показывает объём рынка, который можно занять в перспективе, если пододвинуть прямых конкурентов. SAM – это максимально возможный объём ниши, который может охватить ваш бизнес. SAM не учитывает потенциальных клиентов, которые могут приобрести продукт/услугу, но по каким-то причинам не делают этого.
  • SOM (Serviceable & Obtainable Market) – это объём реализации продукта/услуги вашего бизнеса, который реально достичь прямо сейчас: с помощью имеющейся стратегии и имеющихся инструментов. Коэффициент рассчитывается с учётом конкуренции, конверсии продаж и других факторов, влияющих на прибыльность бизнеса.

Как оценить объёмы рынка


Есть два способа оценить объём рынка по показателям PAM, TAM, SAM и SOM:
• Сверху вниз. Берутся все имеющиеся аналитические данные о рынке в целом, после чего убирают те части, которые не имеют отношения к нижестоящему коэффициенту. Тут в первую очередь считается PAM.
• Снизу вверх. Способ применяется, когда гипотезы уже протестированы и у бизнеса есть сведения о продажах. Известна конверсия, расходы на продажу и другие нужные показатели. В этом случае расчёт коэффициентов начинается с уже известных показателей бизнеса. В первую очередь рассчитывается SOM , а затем SAM, TAM и PAM. Как правило, метод «снизу вверх» даёт меньшие цифры, чем «сверху вниз».

Формулы, используемые при расчёте SOM, SAM, TAM и PAM зависят от доступных вам данных о рынке. Возможно, придётся использовать гипотезы вместо фактической информации.

Иными словами, используется подход расчётов от общего к частному и наоборот.

Данная тема тесно перекликается с методикой позиционирования, где предлагается «нишеваться» как можно уже.

Главное о методе анализа рынка PAM, TAM, SAM, SOM


• PAM, TAM, SAM, SOM представляет собой способ анализа и оценки объёма рынка для реализуемого вами товара/услуги. Методика включает в себя четыре основных показателя:

  1. PAM – потенциальный объём рынка,
  2. TAM – общий объём рынка,
  3. SAM – доступный объём рынка,
  4. SOM – реально достижимый объём рынка.

Существует два способа оценки рынка по данной методике:

  • Сверху вниз. Здесь используют общие аналитические данные, рассчитывать начинают с общего объёма рынка – TAM.
  • Снизу вверх. Здесь применяются имеющиеся коэффициенты собственного проекта, и начинают расчёты с показателя SOM.

Постарайтесь рассчитать и «Сверху вниз» и «Снизу вверх». Результаты будут отличаться, зато вы сможете увидеть – как действительно обстоят дела. Когда рассчитаете 6 показателей, сравните их попарно и определите причину расхождений.
Необходимо понимать, что способ анализа и оценки рынка PAM, TAM, SAM, SOM не даст точных показателей. Он покажет потенциальные коэффициенты, благодаря которым вы сможете оценить перспективу роста своего бизнеса.

В итоге


Данный показатель необходимо знать перед тем, как ввязываться в новое предприятие или развивать существующее, иначе просто смысла нет. А вот как же быть если рынок новый или данных по нему нет вообще?
Видите ли, в данном случае могут применяться принципы математики, когда неизвестное находится через известное при помощи уравнений. Поэтому варианты есть и с ними лучше всего вас ознакомят профессионалы из маркетинга. Именно они построят верные параллели и аналоги, наложат на предлагаемые коэффициенты и с вероятностью +/-10-20% можно будет судить о потенциальном или закрытом рынке.