Вопрос видения организации поднимается во многих источниках. Там его, как только не определяют. Но все они сходятся в одном, что видение является одной из самых существенных, компонентов стратегического планирования.
Добавим, что видение, или западный термин VISION, в литературе определён как желаемый прообраз будущего. На наш взгляд, только мечты о будущем или т.н. «хотелки» не могут определить видение. Всё-таки, в этом слове заключено нечто большее, чем просто воображаемая перспектива.
Характеристики Видения
Например, А И. Пригожин относит видение к высшим целям, которые нужны не всем и не сразу. Однако посмеем взглянуть по — другому.
Да, интерес к нему возникнет не сразу, только видение существует с самого начала и зарождается в мыслях создателей или создателя организации уже на этапе появления идеи самого предприятия. В эти моменты видение может меняться и быть неустойчивым к внешней среде. В конце — концов, оно приобретает окончательную форму и становится непоколебимым.
Основная проблема, организаций малых форм, в единстве видения, вернее, в его отсутствии. От этого и получается ситуация, показанная в басне Крылова «Лебедь, щука и рак».
Назовём характеристики видения:
1) Его должны разделять создатели организации, а также, желательно чтобы все участники (в том числе и работники) относились к видению одинаково;
2) Видение должно вдохновлять тех, кто его разделяет;
3) Горизонт видения находится дальше горизонта целей, поэтому оно расположено дальше стратегических целей. То есть видение должно быть определено минимум на 8-10 лет;
4) Оно должно быть кратким и запоминаемым, но не усечённым. Иначе такое видение – просто дань моде и сделано формально, для «галочки». Как, например, у Kodak конца 90-х – «Мы хотим стать мировым лидером в химическом и электронном изображении». Хочется, у этой организации, спросить – «получилось?»;
5) Оно не должно противоречить ценностям организации.
С таким набором перейдём к терминологии…
Понятие Видения
ПКФ «Стратего» попытается дать собственное определение явлению видения организации.
Видение – это единство мыслей, чувств, желаний и стремлений по поводу будущего организации, совмещённое с её ценностями.
Ещё, видение можно охарактеризовать фразами: «Что твоей душе угодно», «Где мысли ваши, там и сердце ваше»ПКФ «Стратего
Пример Видения
Рассмотрим видение коммерческой организации, занимающейся оптовой торговлей продукцией N. Этой компании, будущее видится в производстве того, чем они торгуют сейчас. Стоит отметить, что эта организация пытается вертикально интегрироваться.
Через 10 лет наша компания будет обеспечивать жителей ПФО полным набором инструментов для … , за счёт собственного производства продукции NN. на нашем производстве будут работать лучшие специалисты РФ в области производства продукции NN, за счёт самых лучших условий труда в стране. продукция нашего завода полностью вытеснит западные аналоги, за счёт превосходящего качества и более доступной цены.
Весьма амбициозное видение, но надо сказать – реалистичное.
Выводы
Видение организации является той основой, без которой организация не может существовать длительное время. Если учредители собрались просто ради того, чтобы денег заработать, то скоро, совсем скоро, разойдутся. А если человек один попытается чего — то сделать, то тут всё ещё сложнее, особенно когда всё вроде получается. На самом деле, разыгрывается драма или сценарий другой басни Крылова – «Мартышка и очки», причём основанный на тщеславии. В этом случае выход только один – обогащаться единомышленниками, которые разделят видение этого одиночки и внесут туда частичку своих мыслей.
Литература:
А.И. Пригожин «Цели и ценности. Новые методы работы с будущим», издательство «Дело», 2010;
А.И. Пригожин «Методы развития организаций», М.:МЦЭФР, 2003;
И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3 т. М.: ГИХЛ, 1946. Т. 3.