Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

GAP анализ

GAP анализ обложкаВ процессе применения стратегии необходим инструмент, чтобы проанализировать  имеется ли расхождение между запланированным результатом и текущей ситуацией.

Предназначение GAP анализа в выявлении разницы (разрыва) плана и факта для выработки мер по полному или частичному её устранению.

Однако в стратегическом планировании есть и другие варианты его применения, такие как:
— выявление разрыва между максимально возможным уровнем потребления (спроса) и Вашим, существующим предложением.
— выявление разрыва между показателями, бизнес процессами Вашей организации и лучшими по отрасли бизнес процессами и/или показателями. Правда, это больше относится к бенчмаркингу.

метод gap анализа на примере


Для внесения ясности, возьмём продажи в штуках, а точнее их уровни.  Например, есть определённый объём продаж (точка А), но вы, на этот период, планировали иные цифры (точка В).

GAP анализ
рисунок GAP анализа

 

На рисунке виден разрыв, который нужно измерить. Точка А — 2000 шт. минус точка В -1000 шт. равно 1000 шт это величина разрыва. После того, как мы её вычислили, нужно выработать меры по устранению этого ГЭПа (разрыва) и выписать их по пунктам:
1.    Увеличить рекламу на … Это добавит плюс 300 шт. к текущему сбыту
2.    Обучить продавцов методикам  N.  Это принесёт дополнительно 400 шт.
3.    и т.п.

 

Нужны такие меры, которые добавят нам к реализации недостающие 1000 штук товара
Как видим, применение этого инструмента сопряжено со сбором статистической информации внутри компании и работу по бизнес анализу.

В переводе с английского gap -  разница или разрыв.
Предположительно GAP анализ впервые стал применяться в США , а предложен Стэнфордским университетом  (школой бизнеса).

модель  gap анализа


В понимании модели важен принцип действия, который в этом случае сводится к выявлению разницы между планируемым и фактическим положениями. Не нужно ничего усложнять, придумывать коэффициенты и прочие способы усложнения. Как гласит закон Мейера – «Усложнять – просто, упрощать — сложно».
Для ситуационного анализа, предприятиям малых размеров следует остановить свой выбор именно на рефлексии, с которой GAP анализ схож. Она кстати, описана в труде А.И. Пригожина «Цели и ценности. Новые методы работы с будущим».  Добавим, GAP анализ можно проводить, как по факту, так и до каких бы то ни было горизонтов, только если спрогнозирован уровень.