Модель пяти сил Портера

пять сил по модели ПортераЭту модель мы сами применяем при диагностике бизнеса клиента, так как она показывает положение предприятия во внешней среде.  Может показаться, что для компаний небольших размеров внешняя среда является определяющей. Да, там «лежит» много возможностей, однако основные точки роста скрыты внутри бизнеса. Правда, не об этом сейчас…

5 сил Портера эта та модель, которая даёт ответы на вопросы:

Откуда можно ожидать удар по своим рыночным позициям?
Какие конкуренты наиболее опасны, как рыночные соперники?
Есть ли зависимость от поставщиков и клиентов?

Однако надо понимать, что выделение пяти сил покажет лишь направления, которые нужно анализировать подробнее.
«Майкл Портер считает, что стратегия разрабатывается для адаптации к конкурентной среде»

Приведём пример применения конкурентных сил Портера

Есть предприятие, производящее металлоконструкции и торгующее ими, как для юридических, так и для физических лиц. Итак, посмотрим на него через призму этих пяти сил Портера:

Сила

Описание для компании МК — основа

Товаров заменителей По — большому счёту, у продукции компании в сфере кровельных покрытий пока нет заменителей, встречаются только улучшения и обновления
материала. К примеру, металлочерепица пришла на смену традиционной черепице – песчаной или из обожженной глины. Есть и более новые
материалы (например, мягкая черепица на битумной основе), но это всё модификации.…
Новых конкурентов (новые игроки) Особым преимуществом в данной компании всегда было и является наличие услуг по монтажу, замерам, доставке своих конструкций. Такой контакт
с клиентом и помощь в решении его проблем, позволило компании развиться. Ведь людям не нужны заготовки из металла, им нужен конкретный
результат в виде крыши или дачной беседки. Такого ранее не предлагали крупные сети магазинов DIY (сделай сам) формата, но в последнее время
указанные ранее сети стали предлагать и услуги. Такой «поворот» заставляет по — новому взглянуть на конкурентов.Во-первых, прямых конкурентов стало больше, за счёт…Во-вторых,…
Поставщиков На рынке есть около десятка поставщиков в каждой группе товаров представленных у компании – клиента. Несмотря на это у компании немного
источников поставок, по одному на товарную группу. Более того, отношения с ними построены на личных контактах.В случае изменения условий, у какого ни будь поставщика (сроки отгрузки, изменение цен и т.д.), компания рискует понести существенные
потери.Среди поставщиков явная конкуренция, что гипотетически позволяет работать с ними в направлении снижения цен и улучшения условий поставок.Нужно

….

Покупателей Более половины дохода компании получается за счёт покупателей – физических лиц. То есть, никакой зависимости, от какого — то одного или
двух клиентов не наблюдается. Но стоит обратить внимание….
Основных (существующих) конкурентов Компания сильно диверсифицирована и в каждой части деятельности нужно отдельно проследить и анализировать конкурентов. Например, компания
предлагает художественную ковку…На сегодняшний день ещё 3 компании в этом городе имеют аналогичное предложение, однако есть информация (из опроса экспертов) о том, что
планируется открытие крупнейшего в регионе цеха художественной ковки при сети супермаркетов DIY формата. Этот существующий конкурент
переменит всю обстановку на рынке художественной ковки в регионе.Видимых препятствий для открытия того или иного бизнеса по работе с металлоконструкциями почти нет. Станки продаются (и даже с рассрочкой
платежа), многие материалы можно получить с отсрочкой платежа и т.д. Да и с заказами дефицита пока не наблюдается. То есть, барьеры для
входа на рынок низкие.

Естественно, мы не стали приводить всю таблицу подробно. Место и наименование клиента изменено. Добавим, что следующим шагом стал разбор по пяти силам каждого из направлений компании. Такое детальное рассмотрение позволило правильно решать не только стратегические задачи, но и вполне насущные, как то ценообразование или реклама.
Если Вы хотите, чтобы анализ был актуальным, все эти модели и матрицы нужно обновлять довольно часто. Конечно, через полгода ситуация изменится не сильно, но существенно, а через год всё поменяется кардинально… в зависимости от отрасли.
Мы не претендуем на академичность и написание теоретических статей. Где то упрощаем, однако для работы этого достаточно, особенно если смотреть на практику консультирования малого бизнеса.

Литература:

Майкл Портер «Конкурентная стратегия»

Брюс Альстранд, Генри Минцберг, Жозеф Лампель «Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента»

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Обсуждение: 2 комментария
  1. orenkomp:

    Консультанты по выработке стратегии иногда используют структуру «Анализа пяти сил Портера» при качественной оценке стратегической позиции компании в отрасли.

  2. Виктор:

    Консультанты по выработке стратегии иногда используют структуру «Анализа пяти сил Портера» при качественной оценке стратегической позиции компании в отрасли. Тем не менее, для большинства консультантов эта методика является только отправной точкой в перечне инструментов или методик, которые они могут использовать. Как и все обобщающие методики, анализ, который не учитывает исключений и частностей, рассматривается как упрощенный.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Поиск по сайту
© 2017 Стратегическое планирование