Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

Цепочка ценностей Портера

М. Портер показал тему с одной, более технической, стороны, рассматривая ценности организации как конкурентные преимущества.

Мы же, в своей статье ценности организации, продемонстрировали другую их сторону. Что интересно, без обеих сторон ценностей компании, продолжение её дальнейшей жизни невозможно.  Для стратегического менеджмента характерно изучение модели цепочки ценностей, которую разработал  М. Портер, выглядит она следующим образом:

Рисунок цепочки ценностей

Рассмотрим подробнее звенья этой цепи в схеме:

Все эти звенья делятся на:

основные

снабжение;

производство;

маркетинг и продажи;

распространение;

обслуживание

вспомогательные
исследования

 

Также, концепция предлагает изучить затраты в каждом звене, не только у себя, но и у конкурентов. Однако сходу такое редко можно сделать на практике, только лишь при проведении мероприятий по конкурентной разведке.

Польза цепочки ценностей:

Вообще, труды Майкла Портера читаются тяжело, а понимаются ещё тяжелее. То ли переводы попадались неудачные, то ли, на самом деле, теоретизация достигла своего апогея.
Несмотря на это, польза всё-таки есть. Дело в том, что такое представление позволяет взглянуть на организацию как на один большой процесс, который легко разобрать на части и добавить в них полезных элементов.

Например, есть фирма, занимающаяся продажами в розницу строительных материалов для отделки стен. У неё есть десять оптовых поставщиков. Рассматриваем выбор между вариантом с доставкой продукции силами поставщика и вариантом доставки продукции транспортом фирмы. Также, есть вариант частичного хранения на складе поставщика закупленного товара. Каждый из вариантов рассчитывается, потом, выбирается тот, который с точки зрения добавленной ценности потребителю будет самым лучшим. Помимо сокращения затрат необходимо рассматривать звенья в цепи с точки зрения другой пользы потребителю. Допустим срок доставки, если клиент уже есть на текущий момент, то для него будет очень ценным, если нужный товар уже в наличии или будет через короткий промежуток времени. Либо ассортимент… потребителю нужен редкий товар, который есть только у этой фирмы, благодаря, кстати, поставщикам и т.д.


 

На самом же деле, опытный руководитель сам, без всякой цепочки, понимает, на каком этапе создаются издержки и где можно их уменьшить, либо что — то привнести новое,  чтобы добавить привлекательности в свой продукт. Спору нет, может, конечно. Кстати, есть инструменты для более детального рассмотрения всей цепи затрат. Однако как метод, цепочка ценностей Портера предлагался для стратегического менеджмента, а не для оперативных расчётов. Именно в этой цепочке мы можем увидеть основные направления, согласно анализу которых, уже могут приниматься стратегические решения. Речь идёт именно о ценностях, а не только о задаче сокращения затрат.