Что важнее целей? В этой статье описано главное условие достижения целей организации.
Просьба не путать тему с психологией, так как она больше связана с аксиологией — разделом философии. Без неё целеполагание неэффективно. По правде сказать, стратегическое планирование как процесс, напрямую зависит от ценностей организации. Это, если хотите, фундамент, а всякие матрицы, анализы и иже с ними – всего лишь простые инструменты.
В этом цикле статей рассматривается исключительно важная тема для малого бизнеса – ценности организаций. Не того малого, который определён в законе, а та классификация, написанная в нашей статье «Малый бизнес. Растём или развиваемся?».
Ценности есть представления о должном, о лучшем, о самом важном, ради чего стоит трудиться, жертвовать временем, силами и чем — то ещё. Представления о совершенстве в разных сферах жизни.
А.И. Пригожин
В любом небольшом бизнесе всё, ну или почти всё, решает один человек – руководитель и/или основатель. Если это не так, то такое предприятие — не бизнес, а клуб по интересам.
Даже когда в начале работы собирается несколько друзей-партнёров для учреждения организации. Как правило, рано или поздно среди них выделяется лидер. Остальные либо уходят, либо самоустраняются, работая на вторых ролях, в тылу, так сказать. Это хорошо, если смирение и благоразумие возобладало и человек остался, если же ушёл… плохо, конечно.
Малая коммерческая организация не достигнет поставленных целей, если они противоречат ценностям руководителя этой организации. Более того, цели предприятия следует разрабатывать с «оглядкой» на ценности руководителя.
КФ «Стратего»
Например, если основная ценность у руководителя - комфорт, то роста бизнеса, а тем более развития, ожидать не стоит, да и прибыльности тоже.
Немаловажную роль играет приоритет этих ценностей у руководителя, да и у любого сотрудника организации. На первом месте могут быть семейные ценности, на втором, духовные и на каком — то десятом лишь ценности организации, в которой человек трудится. Несмотря на такую очерёдность, человек может напоказ декларировать одно, а результата для бизнеса не будет. Распознать правду трудно, даже диагностика ценностей не всегда сможет помочь, но что — то выявит, конечно. Я не говорю, что ценности организации должны быть на самом верху, отнюдь. Однако у руководителя они должны быть, хотя бы, на втором, после семейных, например. Бывают случаи, когда ценности организации стоят на первом месте, тогда будут жертвы в жизни личной, но зато появляются великие предприятия.
В среднем и крупном бизнесе, проблема несовпадения ценностей не стоит так остро и фатально, таких руководителей быстро меняют, находя подходящую замену на рынке труда.
Виды ценностей организации
Среди них выделяют:
Базовые ценности. Это те, которые заданы с момента зарождения любой организации. Их две: управляемость и клиентоориентированность. Они присущи всем организациям, которые работают на рынке продолжительное время.
В свою очередь, управляемость характеризуется тоже двумя переменными — это согласованность целей и действий и реализуемость решений.
Ведущие ценности. Те, которые организация приобретает в процессе своего развития. Например, предприимчивость, стабильность, качество и т.п. …
Тут надо отметить, что мы считаем, многие обретённые ценности руководителя добавляются в ведущие ценности организации, которой он руководит, а иногда и в базовые тоже.
Система ценностей организации или идеология предприятия.
Идеология состоит из базовых и ведущих ценностей организации, которые в свою очередь создают систему взаимоувязанных и не противоречащих друг другу принципов работы организации.
Идеология предприятия для её стратегии является тем ориентиром, за который можно «цепляться» при построении генеральных целей и за который нельзя заступать при внедрении стратегии, а именно исполнение задач согласно заданным целям.
Как итогом всей этой заметки может стать вывод о том, что одним из первых действий, наряду с определением видения, в деле разработки стратегии для малой коммерческой организации является определение ценностей её учредителей и человека, который будет ею руководить.
Литература:
— А.И. Пригожин «Цели и ценности. Новые методы работы с будущем»
— А.И. Пригожин «Методы развития организаций»
— Майкл Портер «Конкурентное преимущество»