Как и обещалось в предыдущей статье, начинаем подробный разбор книг Аркадия Ильича. Начался он с книги о целях, о новых методах работы с будущим для организаций. Именно понимание точек достижения и ведёт к успеху организаций. Когда понимаешь куда идёшь появляются, одному Богу понятным, способом, возможности, которые помогают и толкают вперёд твои начинания…
Сегодня очень мало отечественных авторов делятся своим опытом для постановки и достижения целей. Именно опытом, глубоким и продуманным, а не поверхностными выводами с призывами вроде «действуй» или «делай», также встречаются фразы «работу работать надо», «надо двигаться» и прочих «неврозоподобных» заявлений. Итак, немного опишем:
В самом начале книги идут сильные размышления о качестве целей, которые мы ставим перед собой. Введено понятие субъектности цели, как основного критерия её качества. Кстати, начало книги есть в свободном доступе и его немного можно прочесть. Дано понятие самой цели:
Цель есть выбранный и запланированный результат деятельности.
А.И. Пригожин
Книга делится на 8 частей и включает в себя знания:
1. О качестве целей.
Книга начинается с важных слов о потребностях, как проясняется позже это заданные и пассивные цели, которые ведут лишь к удовлетворению простейших желаний.
2. Откуда цели берутся.
В этой части книги описаны такие темы, как то что «лежит» под целями или почему мы ставим те или иные ориентиры. Понимание этого вопроса делает целеполагание эффективнее и качественнее.
Ещё в этой части книги разобрана на «запчасти» рефлексия. Это когда мы садимся после случившегося и размышляем «Э — эх..почему я не сделал так то…». Наверняка, подобные настроения знакомы многим, это называется «пострефлексия». Но не каждый знает, как сделать такое «Э — эх» полезным и повернуть его в свою сторону, а не просто сидеть и как у нас говорят, заниматься «самоедством». Есть данной главе и иные приёмы рефлексии, такие как текущая рефлексия и прорефлексия.
«Копнул» автор книги ещё глубже, а именно на глубину понимания природы не только целей, но и то, что основывает их – ценностях. Мы будем рады если кто ни будь из читателей разъяснит главу части этой книги – «ко смыслу жизни», так как у нас пока нет полного понимания.
Ещё интересен момент, затронутый в книге – идеология. По большей части идеология более применима к крупному бизнесу и среднему, который уже на пороге превращения в крупный. Примером идеологии может являться движение за тотальное качество. Но бывает и глупая крайность в идеологии, когда декларируется, что мы – одна семья. Идеалы и идеология крайне благодатная почва для работы с целеполаганием.
3. Классификации целей
В этой части подробно рассмотрены два подхода к классификации целей:
а) цели по происхождению
б) цели по содержанию
Классификация сделана не ради научных изысканий и «разведения оторванной от жизни теории», а для правильной постановки целей. Ведь, как правило, у многих предприятий цели ставятся лишь исходя из заданий, потребностей, угроз и проблем. Такие цели имеют право на существование, но организация выбирая подобные ориентиры никогда не разовьётся и не вырастит.
Апофеозом этой части служит перечисление четырёх стратегий в которых обычно и воплощаются цели:
Стратегия опережения
Стратегия достижения
Инерционная стратегия
Стратегия выживания
Подробнее о них лучше прочитать самостоятельно и сформировать выводы уже на основе прочитанного.
4. Методы выработки целей.
В части описана живая методология из практики одного из лучших консультантов по управлению для выработки целей и не только.
В книге «Цели и ценности» упомянут Владимир Исакович Герчиков с его прорывным открытием типов мотиваций людей. Дело в том, что осознание этой типологии поможет эффективно сформировать команду людей, которые могут и будут менять организацию в рамках выбранной стратегии.
Интересен описанный «Портновский приём», который раскрывает, как лучше распределить функционал между работниками. Как пишет автор книги, его он узнал ещё давно на одном из западных предприятий. Особенно такой подход эффективен в высшем менеджменте. (оформить в тег блок)
5. Управление по целям.
Содержание части схоже с описанием методик MBO (Management by objective). Питер Друкер предлагая метод управления по целям (MBO) в середине 20 го века и не догадывался, что у этой методики будет немало последователей. В случае с книгой А.И. Пригожина в ней описана методология управления по целям немного с другой стороны.
Если гуру западного менеджмента (П. Друкер) задал общие принципы и подходы, как то:
— SMART
— оптимальное количество целей на исполнителя
— способы измерения достижений (KPI)
— и обеспечение работы технологии MBOто А.И. Пригожин описывает практическую сторону дела, а именно:
— диагностику целей
— поиск целей
— целевую структуру
— как должны соприкасаться цели с видением.
— декомпозиция целей на функциональные политики
— и самое главное – как цели передать сотрудникам, как их «транслировать» на организацию. То есть сугубо практичная сторона дела, касающаяся внедрения стратегии.
Раскрыта тройственность целей. Важно понимать, что в так или иначе цель бизнеса содержит:
1. задания
2. ориентации
3. цели системы
Для чего это надо? При формировании целей правильны будет проверить сделанные «цели» на содержания в них этих элементов одного или нескольких.
Затронута связь с законом Департаментализации, согласно которому рассеивание целей их отклонение неизбежно. Эффект когда швейный цех №3 трактует цели всей фабрики по своему – не редкость. Так что, необходимо это учитывать и искать пути минимизации этого закона.
6. Управление по ценностям.
По другому управлению по основам для целей. Управление по ценностям встречается в некоторых трудах западных теоретиков менеджмента. Однако отечественные интерпретаторы весьма запутанно изложили суть столь перспективной методики. Оговоримся сразу, управление по ценностям это та тема, которая подходит лишь единицам предприятий. Есть управленцы достигшие понимания этих высот. Кстати, подробнее об управленцах в книге тоже описано, правда эта классификация идеологических типов предпринимателей была предложена автором книги ещё в ранней работе — «методы развития организации».
Согласно этой типологии он выделяет 6 типов предпринимателей:
— маниманы – те, для которых важны только деньги;
— спортсмены – те, для которых бизнес это спорт и спортивные достижения это самоцель;
— государственники – ориентированы на пользу обществу стране, городу, региону. Кстати, только о таких бизнесменах есть упоминания в истории нашего государства. К примеру, все знают Третьяковскую галерею предпринимателя Павла Третьякова, который в дар городу Москве преподнес коллекцию живописи собранную его семьёй.
— созидатели –этот тип схож с предыдущим, но для созидателей важно оставить след в истории
— гедонисты – ориентированы исключительно на благах.
— охранители – те, кто ориентирован на безопасность и стабильность.
Добавим, что в своём более раннем труде «Методы развития организаций» выделены предприниматели, для которых бизнес это война и игра.
Полностью согласны с этой классификацией, правда в чистом виде думается не встречается людей только спортсменов или только созидателей, всегда присутствует некий симбиоз двух-трёх типов.
7. Небольшое лирическое отступление о так называемой консультабельности. По сути написанного там чётко показано, кому консультанты не нужны.
8. Так как книга вышла в рамках серии «Методология глубокого консультирования», то немного раскрыта суть этой методологии. Подчеркнём, что глубокое консультирование клиента доступно лишь консультантам высшего уровня в отличие от специалистов, которые предлагают лишь один или два инструмента, как панацею от всех болезней. От себя добавим, что глубокое консультирование особенно бизнеса малых форм хорошо сочетается с так называемым «инженерным подходом», который применяется отечественными техническими специалистами. Например, теми, кто конструирует и запускает ракеты. Нам есть чем гордится, ведь была задача-полёт в космос и никто ранее этого не делал, а мы сделали. Так и здесь — есть задача и надо решить её из того, что есть. А для этого необходимо знать и изучить все элементы и сферы деятельности консультируемой организации. Инженерный подход применяет в своей работе и ПКФ «Стратего»
Именно такое сочетание методик и подходов даёт впечатляющие результаты.
Подведём итог, на сегодняшний день те размышления и тот инструментарий, который есть в книге «Цели и ценности», очень полезен и крайне необходим для процесса стратегического планирования. В этой заметке мы коротко рассмотрели содержание книги. Каждую её часть отдельно и более подробно постараемся раскрыть в последующих публикациях.