От Каору Исикава мы получили ряд инструментов для управления организациями, в их числе диаграмма причинно-следственных связей. Она появилась в середине двадцатого века и была названа в честь автора – профессора Исикавы. Английский вариант названия — рыбья кость (fishbone), видимо из-за схожести образа.
Сам инструмент сначала оттачивался на японских предприятиях. В том числе при внедрении управления качеством в «Тойота», где Каору Исикава был куратором. Впоследствии она была заимствована западными компаниями.
Давайте разберём этот инструмент подробнее…
Содержание статьи:
Понятие
Метод построения диаграммы Исикавы
Пример Диаграммы Исикавы
Выводы
Понятие
Вся её суть заключается в вычислении причин, устранив которые можно убрать видимые проявления беспокоящей проблемы (следствия). Это бытовое и всем понятное предназначение. Но вернёмся к терминологии:
Диаграмма Исикавы – это один из способов анализа причинно-следственных связей, представленный в графическом виде напоминающим рыбью кость.
Метод построения
Методика взята из дисциплины по управлению качеством. Потом Диаграмма Исикавы стала использоваться в управлении проектами и для стратегического менеджмента. Самое важное в ней то, что она наглядно показывает нам как можно решить любую проблему, стоит только разложить её на части. Более того, эти части необходимо систематизировать в нужном порядке.
В Диаграмме Исикавы заложен принцип декомпозирования с обязательной систематизацией и группировкой влияющих факторов. Только в статье про декомпозицию целей организации речь шла о простой раскладке по уровням, а в этом случае важна систематизация и группировка.
На сегодняшний день среди методов построения Диаграммы Исикавы выделим два:
- Классический. Который описывается тут.
- Современный. Для него характерны всякие наклоны, выделения элементов различными цветами. Надо сказать, его мы не используем его в своей практике, отдавая предпочтение традиционному варианту. Однако нужно отметить, что цветовое различие частей, наверное, удобно, особенно в больших Диаграммах, где элементов много.
Пример Диаграммы Исикавы
В качестве подопытной ситуации можно взять отладку стратегического процесса на отдельно взятом предприятии. А точнее разберём проблему отсутствия регулярности
- Выделим три категории проблем, влияющих на следствие в виде нерегулярного стратегического процесса, а именно: процедуры, контроль и показатели.
- Детализируем эти три категории вопросом: «в чём причина этой проблемы?»
- В итоге у нас вырисовываются конкретные пункты, решив которые можно закрыть проблему.
Однако бывает так, что построенная диаграмма не даёт полного представления о решении задачи, тогда необходимо «копнуть» ещё глубже:
В частности мы рассмотрим проблемы из категории контроля. Например, такая проблема как «нет ответственного», которая взаимоувязана с более конкретными проблемами отсутствия статуса и функционала специалиста ответственного за контроль процесса стратегического планирования.
Выводы
Как инструмент анализа Диаграмма Исикавы бывает нужна например при разборе того же плана мероприятий, о котором мы писали. Например, какая — то цель не декомпозируется простым умозаключением от общего к частному, тогда можно вооружиться именно этим инструментом. Или же, что, наверное, самое важное, этим инструментом эффективно пользоваться при анализе достижения тех или иных пунктов плана мероприятий.
Можно построить таблицу применения Диаграммы Исикавы для стратегического планирования:
Ситуация |
Применение |
Процесс целеполагания в организациях | Для декомпозиции целей, которые поставлены исходя из проблем. |
Построение плана мероприятий | Для декомпозиции целей на мероприятия при сложностях процесса или при работе с целями, возникшими из проблем. |
Анализ внедрения стратегии | Возможно при оценке выполнения тех или иных мероприятий по достижению целей. |
Что касается практики применения, то для работы с взаимосвязями в силу привычки, мы сейчас применяем интеллект карты. Однако в особо запутанных ситуациях построение диаграммы Исикавы, порой является, чуть ли не единственным способом правильно решить задачу.
Литература:
Исикава К. Японские методы управления качеством М: Экономика, 1988.
Желязны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие для визуальных коммуникаций для руководителей М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004.