Этот инструмент (его английское название Mckinsey 7S) является удобной методикой описания организации.
Она позволяет оценить 7 основных элементов предприятия. Для малого бизнеса эта технология ценна тем, что даёт руководителю перечень моментов, которые нужно отслеживать при управлении предприятием.
Сам инструмент появился в 80 – х годах прошлого века в недрах фирмы Mckinsey, авторами были Том Питерс и Роберт Уотерман.
Содержание модели Маккинси 7С
Если затеваются перемены в организации, неважно кем они инициированы – консалтинговой фирмой или самим руководством, то модель 7с позволит учесть все элементы:
Элементы модели с описанием
— Связующие ценности. Этот элемент находится в центре, оно и понятно, ведь на нём «покоится» весь бизнес. Мы так и писали в статье Ценности организации, определив им самое первое место. Стоит отметить, что ценность в данном случае – это нечто большее, чем материальное.
— Системы в модели охватывают процессы и процедуры, в которых задействованы все работники.
— Структуры. Наверное, это тот самый элемент, о котором думают, прежде всего, при реструктуризации компании. Однако организационная структура это не всё в корпорации. Тем более, при изменениях, поэтому есть и другие «с»…
— Сотрудники, точнее их качественный и количественный состав.
— Стиль. Фирма Маккинси делит его на две части: стиль руководства и различные символические действия. Этот элемент – отдельная тема для изучения, которой мы займёмся позднее.
— Сумма навыков подразумевает обучение персонала
Эти элементы делятся на мягкие и жёсткие, однако мы считаем, что это не более чем условность и практической пользы не несёт.
модель маккинси 7с. нажмите, чтобы увеличить.
Практика применения модели
Для роста и развития организации модель 7с нужна не часто, точнее сказать, редко. В жизни модель 7с не более чем чек-лист, пользуясь которым, можно охватить все области деятельности бизнеса.
Чек-лист – представляет собой список моментов, которые нужно отслеживать. Этот термин постепенно внедряется в менеджмент, а заимствован он у пилотов, которые, перед полётом, сверяют свои действия с ним.
В качестве примера модели Маккинси 7С приведём следующую таблицу:
Элемент
Отметка «учтён»
Описание
Связующие ценности
Да
Базовые ценности:…Ведущие ценности:…
Стратегия
Да
Стратегические цели: есть отдельный документ.План мероприятий: есть отдельный документ.
Структура
Да
Организационная структура и матрица организационных проекций прилагается.
Системы
Да
Описания процессов имеются в отдельном технологическом журнале.
Сотрудники
Да
Досье на каждого сотрудника и система мотивации находятся в отделе кадров.
Стиль
Нет
Необходимо более подробное изучение. Плюс, по стилю управления желательна консультация психолога.
Сумма навыков
Да
План обучения разработан отделом кадров
Заключение
Добавим, что в 7с, уместно отметить ещё и восьмой элемент – связи между частями. Смысл этого в том, чтобы все части организации были пропорциональны… Чтобы не было такого — вырастили у человека правую ногу, а все остальные части тела остались прежними. Однако и в организациях встречаются уродства.