Наверное, нет более несчастного понятия в менеджменте, чем миссия. Как его только не искажают и не трактуют.
С одной стороны, не все предприятия доросли до этого, а с другой, не сформулированная миссия имеется всегда – с самого начала любой организации. Также как и видение организации, она зарождается в умах создателей и развивается уже среди сотрудников предприятия.
Характеристики миссии организации
Понимая под миссией лозунг говорящий всем о месте организации на рынке, можно совершить самую распространённую ошибку. А именно, искусственное создание миссии ради формальной процедуры. Чтобы потом, когда формулировка будет готова, красиво написать её на плакате и повесить в холле компании.
Так какими же характеристиками обладает миссия?
1. Также как и видение, миссия должна быть понятна всем и как минимум, разделяема теми, от кого зависит разработка и реализации стратегии развития организации (а непросто быть пустым лозунгом или декларацией).
2. Она должна раскрывать смысл существования организации.
Из этих характеристик уже можно выводить определение.
Понятие миссии организации
Наше понятие немного шире по смыслу, из-за этого оно отличается от определений других авторов.
Миссия организации — смысл существования организации, просто и понятно сформулированный в документе отвечающий на вопросы: что мы несём, кому, зачем и какая от этого польза?
ПКФ Стратего
А вот определение классика менеджмента из отечественной школы. Его термин касается бизнес -организаций.
«Миссия бизнес – организации ценностно мотивированное устремление предпринимателей, руководителей внести свой вклад в улучшение социума (города, региона, отрасли, страны, мира) средствами собственного бизнеса не ради коммерческой выгоды».
А.И. Пригожин
Если почитать труды западных теоретиков, то у них, вот какое понятие:
«Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии»
Майкл Мескон
Наверное, перевод был не совсем удачный. Последнее определение больше подходит для видения. Добавим, по нашему мнению, миссия целью не является, а цель не является причиной.
Если выражаться образно, она «лежит» над стратегическими целями, тогда как ценности организации являются её основой и формируют мировоззрение, от которого, в свою очередь, зависит видение. Видение располагается выше миссии.
Опять же, порядок довольно условен, однако, на сегодняшний момент и исходя из нашей практики, нам он представляется именно таким.
Немного истории
Миссия организации как явление, пришло к нам из Японии. Одним из первых этот термин стал употреблять лидер Matsushita Electric (известный нам под маркой Panasonic, прим. ред.) Коносукэ Мацусита.
Именно он сформулировал первую миссию, после, этот термин разошёлся по разным частям света. Сейчас это понятие настолько упростили и извратили, что даже, порой, неприлично произносить это слово. Особенно в малом бизнесе, где у многих предпринимателей основой основ являются деньги. Что, конечно же, не совсем правильно.
Пример миссии организации
В качестве примеров, можно привести следующие формулировки:
1. Миссия мебельной фабрики «Столплит» - выпускать доступную мебель для Российского покупателя и помогать ему создавать уют своими руками.
2. Миссия Кока-колы • утолять жажду потребителей, • строить партнерские отношения с нашими клиентами, • достойно вознаграждать наших сотрудников и акционеров, • способствовать улучшению уровня жизни в странах, где мы работаем
Как мы видим, это похоже на лозунги, однако в них учтены главные факторы – что и для кого? Но, в этих миссиях нет ответов на вопросы «зачем?» и «какая от этого польза?». Видимо, эти миссии – формальность и/или основная миссия скрыта от всех.
Выводы по миссии организации
Как видно из статьи, единого понимания этого явления пока нет. Надо сказать, что в менеджменте вообще мало единства. Каждый теоретик и/или практик волен давать свои определения. Эта дисциплина неточна, даже среди гуманитарных направлений, как то юриспруденция, где понятийный аппарат точен и однозначен. Менеджмент – это не математика. Но что же делать с миссией? А по ней нужно помнить о двух моментах:
1. Миссия, как и видение или ценности, существует с самого начала организации, но гораздо реже она сформулирована. Без сформулированной миссии организация может вполне комфортно жить, до поры-до времени… Как раз, отсутствие понимания, выраженное в формулировке, сыграет плохую роль в развитии организации. Потому как, осознание того, что и кому несёт ваше предприятие это всё равно, что знать, что Вы будете кушать, например.
2. Миссия должна быть одинаково понимаема и разделяема всеми, кто трудится в организации. Продолжая аналогии, это всё равно, что Вы планировали кушать плов и готовите его, а Ваши близкие хотят суп.
Литература и другие источники:
А.И. Пригожин «Цели и ценности. Новые методы работы с будущим», издательство «Дело», 2010
Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. Основы Менеджмента пер. Л. И. Евенко. — М.: Дело, 1997
Джон Коттер. Лидерство Мацуситы. Уроки выдающегося предпринимателя XX века. — М.: «Альпина Паблишер», 2011
Официальный сайт Кока кола
Официальный сайт мебельной фабрики Столплит