SWOT анализ предприятия

swotВ статье дано описание этого метода стратегического планирования. По статистике применения технологий управления,  SWOT анализ это одна из самых быстрых и популярных методик для стратегического планирования в малом бизнесе и отдельных проектах предприятий любого размера.

Именно статьёй об этом методе наша фирма решила открыть рубрику по инструментам для профессионалов, которые занимаются стратегий.
SWOT анализа был предложен в 60 – х годах. Изначально метод был сделан для нужд разработки стратегии.
Инструмент относят к школе дизайна стратегического управления.
Правильней было бы его называть стратегический SWOT анализ, но как то сократили. Более того, его применяют сейчас везде – начиная с анализа проектов, заканчивая какими то изысканиями по конкретному человеку, что, по нашему мнению, уже перебор. С другой стороны, данный факт демонстрирует универсальность метода.

О плюсах и минусах SWOT


Главное достоинство метода в том, что он достаточно прост и не требует большого количества специальных знаний. Несмотря на недостатки, его проведение даёт неплохую картинку и много пищи для размышлений руководству и владельцам бизнеса без всяких действий. Хотя, кому как, конечно…

Главный недостаток метода, на наш взгляд, этот анализ — не полноценный инструмент для разработки стратегии. Более того, он слишком общий, чтобы быть «окончательным и бесповоротным». После, необходимо ещё много работать над целями и над мероприятиями по их достижению.

Суть SWOT анализа


Не надо обращать внимание на детальные расчёты, всякие таблицы, превращающие SWOT анализ в сложный инструмент. Можно ограничиться только основными моментами, а именно
1) Заполнением квадрантов: Слабые и сильные стороны предприятия, возможности и
угрозы для этого предприятия.

2) Предпринять мозговой штурм, на тему — как из слабых сторон, сделать сильные и какие угрозы можно перевести в возможности.

Шаги swot анализанажмите на картинку для её раскрытия

    Заметьте, что при оценке сторон надо учитывать только внутренние факторы, а возможности и угрозы всегда внешние. Хотя, насчёт угроз можно добавить, что угрозы не всегда являются внешними факторами, внутри любой организации «сидят» такие угрозы, что все внешние опасности это просто детские страшилки.

Плюс ко всему,  не стоит входить в «ступор» и впадать в панику насчёт угроз, которые Вы не можете изменить, например, законы. Это не имеет смысла. А то был один клиент, который чуть не ушёл в депрессию, когда осознал ряд угроз, на которые он повлиять никак не может.

Добавим, не стоит увлекаться, пытаясь учесть всё возможное, как например инопланетная угроза и подобное. Так можно зайти далеко и превратить лёгкий инструмент в трактат из двух томов.
Всё. Для небольших масштабов этого хватит вполне. А также для общих «набросков» с дальнейшим обсуждением в виде мозгового штурма.

Тонкие настройки, формулы, расчёты, доли, веса и т.п., по мнению автора статьи, являются лишними, так как все замечания в квадрантах настолько субъективны и общи, что присваивать оценки не имеет смысла. Из практики знаем, что нужны только сами описания и их минимальная систематизация.

Нужно чётко понимать, что для разработки стратегии нельзя ограничиваться одним этим анализом. Этот инструмент не панацея. Поразительно, с каким упорством многие практики и теоретики менеджмента пытаются навязать усложнённую модель проведения СВОТ анализа. SWOT анализ — простой инструмент, порой примитивный и не предназначен рассчитывать траектории полётов в космос, но для небольших задач вполне годится.

Литература:
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф «Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы».

А. Репьев, «Авгиевы конюшни академического маркетинга».

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Обсуждение: 4 комментария
  1. Елена Владимировна:

    Спасибо за информацию! Кратко и по существу.

  2. Главред:

    Благодарим за внимание. Будем стараться!

  3. orenkomp:

    Рассмотренный в статье пример SWOT анализа подойдет для любого производственного предприятия, производственной компании или некоммерческой организации.

  4. Виктор:

    Не все перечисленные слабые и сильные стороны следует использовать в свот-анализе. Необходимо исключить незначительные факторы. Для этого проведите оценку важности выбранных параметров, оценив влияние каждого параметра на удовлетворенность клиентов и на прибыль компании.

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Поиск по сайту
© 2017 Стратегическое планирование