В статье сделана попытка обосновать необходимость планирования, без разбора видов и форм.
Всем известны основные функции руководителя: Планирование, Организация, Мотивация, Контроль (ПОМК). Они описаны ещё Анри Файолем в 1916 (он правда выделял ещё пятое направление для работы руководителя — «координация»), позднее Альберт Мескон, и Дж. Хедоури предложили эту, короткую модификацию из 4 основных функций менеджмента, есть ещё и другие вариации. Мы же к этим четырём добавляем ещё функцию анализа. Так как именно анализ помогает сделать непрерывным цикл для принятия управленческих решений. В нашей трактовке будет звучать аббревиатура ПОМКА. Но сейчас не совсем об этом.
Речь о планировании как об основной функции менеджмента. Планирование тут подразумевается в широком смысле и говорит нам о стратегической, оперативной и тактической её разновидностях. То есть эта функция обязательна для любого руководителя. А теперь постарайтесь вспомнить — «Как часто Вы занимаетесь планированием?». Не то, что записываете дела в ежедневник на пару недель вперёд, а более долгосрочные на год, на два, на три?
Сразу «всплывают» отговорки или причины, по которым бизнесмены отказываются заниматься планированием.
Реальные угрозы:
— Важная и самая опасная угроза – не заинтересованность замов.
— К этой теме относится и сопротивление старых и заслуженных сотрудников. Какой ни — будь уважаемый зам, по каким-либо причинам не захочет, то можно сворачивать работу над стратегией, толку не будет никакого, только пойдут ссоры и недомолвки, от которых будет скандал.
— Ссорами или разборками могут закончатся и совещания по поводу стратегии у учредителей компании. Дело всё в том, что собираются зачастую из-за денег, а стратегия, допустим, может предусматривать некие жертвы — реинвестирование в новое оборудование. Один учредитель против, двое других за…
— Угрозой, кстати, является низкая образованность людей, которые могли бы и должны участвовать в разработке стратегии. Как правило, то, чего человек не понимает, от этого старается отстраниться. В нашей практике и такое было. Очень горько смотреть на безразличие ключевых людей к процессу разработки стратегии, ввиду недопонимания.
— Реальной угрозой могут быть внешние консультанты, которые относятся к своей работе формально, как то написать пару сотен страниц о стратегии и всё. Эти печатные фолианты пылятся на полках без всякой надежды на внедрение.
— Либо консультанты разрабатывают стратегию без вовлечения сотрудников компании клиента, часто сами руководители ставят в такое положение внешних помощников – «мол, ты пиши, а моих людей не отвлекай…»
— В компании решает всё один человек, он же основатель, он же Президент и Генерал. Планы у такого руководства меняются постоянно. В своей практике мы сталкивались с подобным, это реальное препятствие для планирования, так как сегодня руководитель планирует, пишет, старается, а завтра скажет – «а я не хочу». И всё, ничего не поделаешь.Все разговоры по поводу «изменения изменчивой внешней турбулентной среды, плохих прогнозов, административного ресурса, кризиса» — к стратегии вообще никакого отношения не имеют.
Классификация «навеяна» книгой Тиграна Арутюняна
Да, конечно, можно прожить без планирования.
Можно жить по ситуации, как говорится – «окунуться – и плыть (или захлебнуться прим. авт.)», «будут проблемы … будем их решать». Так многие и работают. Знаем немалое количество людей, которые всё делают исходя из текущего положения дел. Да что там, сам Георгий Константинович Жуков славился умением действовать по ситуации, сразу и моментально быстро добиваясь положительных успехов. Только планирование всё-таки было, в руководстве Генштаба и Ставки верховного командования СССР. Какие ещё доказательства нужны для важности планирования?
Как проверить смогут ли достичь целей Ваши сотрудники? Как проверить сможете ли Вы достичь поставленных целей? Очень просто. Если Вы или Ваши подчинённые могут описать порядок действий достижения целей, то, скорее всего, цель будет достигнута. Правда, такие проверки не нужно доводить до абсурда, так как есть навыки, которые «100 раз» исполнялись, то план в этом случае может быть лишним. Да и смешно планировать приготовление яичницы.
Конечно, планированием мы все занимаемся так или иначе, однако просчитывают каждый ход единицы. Организация, мотивация, контроль и анализ без планирования не несут развития бизнесу, да и по большому счёту, неэффективны. Всё это пустые действия, ничем не обоснованная суета.
Для чего организовывать? Только ради месячной прибыли?
Зачем мотивировать? Чтобы сотрудники не ухудшили финансовые показатели?
А контролировать зачем? Тоже только ради денег?
Анализ, в этом случае, смысла не имеет, получается, если стратегии нет.
Выходит, что бизнес без стратегии это бизнес только ради денег. А если так, то не долго такому делу существовать. Планирование в данном случае не нужно.