Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

Жизненный цикл организации

жизненный цикл организацииЖизненный цикл организации учитывает тот факт, что любое создание стратегического плана должно учитывать тот факт, что всё изменяется. Это натолкнуло на идею рассмотрения данной темы. Начнём с азов, поэтому в статье речь пойдёт о книге Ицхака Калдерона Адизеса «Управление жизненным циклом корпораций»

Основной смысл теории жизненных циклов, заключается в том, что все системы рождаются, растут, взрослеют, стареют и умирают. 

Термин жизненного цикла организации (ЖЦО) предложил Кеннет Боулдинг ещё в середине 20-го века. Классическое представление ЖЦО заключается в пяти этапах:

  • рождение
  • рост
  • зрелость
  • падение
  • обновление
жизненный цикл организации в классическом представлении
рисунок жизненного цикла организации в классическом виде. нажмите, чтобы увеличить.

Позднее стали появляться другие взгляды на это явление, такие как:

теория модели жизненного цикла организации по грейнеру

Ларри Грейнер ЖЦО представил под иным углом – субъектным. Он выделил пять этапов жизни организации, которые характеризуются как:

рост через творчество, завершающийся кризисом лидерства;
рост через управление, этот этап прекращается из-за кризиса автономии;
рост через делегирование, в конце его наступает кризис контроля;
рост через координирование, переходящий в кризис границ;
рост через сотрудничество, который заканчивается, кризисом всей организации. Однако он не дал чёткого определения каким именно кризисом, поэтому это наша гипотеза.

жизненный цикл организации в представлении грейнера
рисунок жизненного цикла организации по Грейнеру.

Также, он ввёл понятие фаз развития – революционную и эволюционную, последняя длится от 4 до 8 лет (зависит от отрасли).

модель жизненного цикла организации по адизесу

И.К. Адизес сфокусировался на изучении этого вопроса. На сегодняшний день его идеи наиболее распространены и применимы.

в его модели выделяется 10 этапов жизни организации:

Ухаживание
Младенчество
Бурные годы
Юность
Расцвет
Наступает фаза старения организации, которая подразделяется на:

Стабильность
Аристократию
Охоту на ведьм
Бюрократизацию
Смерть.

жизненный цикл организации в представлении адизеса
рисунок жизненного цикла организации по Адизесу.

Важной мыслью книги является то, что все отделы в организации проходят свои жизненные циклы. Иными словами, взросление организации происходит неравномерно. Например, бухгалтерия может войти в бюрократизацию раньше всех, а маркетинг и продажи, скорее всего вообще не состарятся. При разработке и внедрении стратегии необходимо учитывать этот факт.


Описание характеристик и проблем организации на каждом этапе её жизни лучше прочитать в оригинале, тем более на многих сайтах они даются в искажённом виде. Напишем только, что проблемы на предприятии бывают двух типов естественные и аномальные. Первые это те, которые характерны для определённого этапа жизни организации, а вторые являются отклонением от нормы, и стоит обратить на них особое внимание. Например, для зарождающихся предприятий характерна нехватка материальных ресурсов и это естественно, а вот когда старт — ап начинает лихорадить от внутренних политических разногласий, то тут стоит быть предельно внимательным, так как это аномальная проблема.

Подробное рассмотрение тематики жизненного цикла организации можно найти только в трудах И.К. Адизеса. На сегодняшний день, в этом вопросе его имя уже стало нарицательным.


Стоит отметить, что по мере продвижения организации по жизненному циклу у неё меняются ценности, а вслед за ними и цели. Если на первых порах приоритетом является рост, после развитие, а вот когда организация стареет, акценты смещаются в сторону защиты доходов, внутренней политики, да и просто, в элементарное выживание. Как показывает консалтинговая практика, если у руководителя малого предприятия, на этапе его расцвета, ценности остаются прежними, то такая организация резко скатывается в фазу старения с дальнейшим её развалом.

Литература:

Ицхак Калдерон Адизес «Управление жизненным циклом корпораций» 2014 г.

Greiner, L. «Evolution and Revolution as Organizations Grow.» Harvard Business Review. July-August 1972.