Внешняя среда нуждается в постоянном мониторинге. Это утверждение верно для бизнеса любых размеров. Можно по-разному подойти к её описанию, но наиболее оптимальным является PEST анализ (или другое его наименование STEP анализ). Так как, сбалансированность приведённых в нём факторов охватывают почти все аспекты жизнедеятельности любой организации, как коммерческой, так и некоммерческой.
Можно встретить мнение, что STEP анализ — инструмент больше маркетинговый, однако мы думаем, что факторы, учитываемые в нём, более актуальны для стратегического анализа. Итак, перечислим их:
факторы pest анализа
Политические факторы (Р)
В этом случае нужно учитывать выборы, изменение законов, регулирование государства, перемены в векторе политического развития. Не стоит сбрасывать со счетов и политические взаимоотношения между странами.При более подробном рассмотрении это будут следующие вопросы:
- Структура законодательства;
- Политическая стабильность;
- Политический курс;
- Налогообложение;
- Таможенное право;
- Участие государства в бизнесе (контроль, поддержка);
- Антимонопольные ограничения;
- Лоббирование и неформальные группы;
- Защита интеллектуальной собственности.
Экономические факторы
Инфляция, курсы валют, ключевая ставка, и другие макроэкономические параметры.В детальной проработке надо учесть следующее:
- Конъюнктура рынка;
- Спрос-предложение;
- Уровень инфляции;
- Инвестиции;
- Ресурсы;
- Собственники;
- Барьеры на входе;
- Игроки (количество и краткая справка).
Социальные факторы или же социально-демографические факторы (S)
Сильно влияет отношение СМИ, демографические показатели, различные религиозные настроения, добавим, что именно социальные факторы могут вообще поставить крест на каком либо бизнесе. Детально надо рассматривать следующий набор:
- Демография;
- Стиль жизни;
- Жизненные ориентиры и ценности;
- Социальная стабильность;
- Мобильность работников;
- Уровень образования;
- Семья;
- Защита потребителя;
- Религия (важный фактор, поскольку духовная составляющая порой руководит жизнью общества в экономике, к примеру страхования и тема финансов в том же Исламе имеет решающую роль при построении бизнес модели).
Технологические факторы (Т)
Новые технологии, изобретения, патенты. При анализе этих факторов нужно обратить внимание на тенденции в области науки (например, интересно будет просмотреть подшивки научных публикаций с нужных кафедр университетов и институтов в регионе или стране).
- Технологическая политика в НИОКР (не просто голословные рассуждения чиновников об IT и/или биотехе, к примеру, а реальные кластеры, целевые программы поддержки и т.д.);
- Текущий уровень техники и технологии;
- Патенты и ноу-хау;
- Оборудование.
пример PEST анализа предприятия
Просьба обратить внимание, что таблица приводится в весьма сокращенном варианте с изменёнными наименованиями!
Пример приведён для упоминавшегося нами ранее МК – основа, производящее и продающее металлоконструкции.
Факторы, влияющие на предприятие. |
Описание текущей ситуации |
Тенденции |
Политические | В связи с политической обстановкой, заказчики отдают предпочтения отечественным производителям.Также политика влияет на кадры, увеличивается отток ценных специалистов на заводы ВПК.…… | Большим трендом является увеличение заказов со стороны ВПК, так как большие заводы, производящие сложное оборудование «загружены» надолго и заниматься простыми конструкциями, у них нет времени.……… |
Экономические | Вводятся льготы по налогам для малого бизнеса.……… | Как и в политическом квадранте отметим сильное увеличение заказов со стороны ВПК и по планам нашего правительства эта тенденция сохраниться.…… |
Социальные | Потребители и особенно физические лица всегда подчёркивают, что их выбор обусловлен тем, что мы – сами производители, а не просто перекупщики.…… |
Основной тенденцией, которая будет влиять на рынок ближайшие 10 лет является повышенная лояльность к отечественному производителю.…… |
Технологические | Появляются новые технологии по работе с металлом……… | Увеличится количество исследований с металлами из группы X в области их свойств при термической обработке.…… |
Для наилучшей работы с этим инструментом необходимо выделить тенденции на несколько лет по каждому из факторов, касающихся исследуемого предприятия. Именно они могут дать дополнительные направления при разработке стратегии.
выводы
Стало модным выделять ещё правовой и экологический факторы, некоторые предлагают рассматривать и географический. Такое расширение имеет смысл в зависимости от вида бизнеса. Если анализируется предприятие оптовой торговли книжной продукции, то экологический фактор будет не столь важен, как если бы анализировался завод по выпуску бумаги, с выбросами вредных отходов производства.
При анализе внешней среды в веб можно применить отдельные методики.