Открыть меню

Матрица Маккинси

Матрица Маккинси_обложка статьиЕё ещё называют «матрица дженерал электрик – маккинзи или GE/Mckinsey». Методологический фундамент был предложен консалтинговой фирмой Mckinsey в процессе проекта с General Electric.

Данный инструмент схож с матрицей BCG, но в нём заложена ещё и средняя позиция. Таким образом, таблица 3х3 образует девять квадрантов.  Схожесть в осях — конкурентоспособность и привлекательность отрасли, только тут они названы иначе. В матрице BCG они именуются  как  темпы роста рынка и относительная доля рынка (ОДР). Кстати,  коэффициент ОДР вычислять не надо, что облегчает работу с этим инструментом.

Матрица Маккинси

рисунок матрицы маккинси — дженерал электрик

Обратите внимание,  в оригинале, ось х перевёрнута и ноль находится, почему то в конце. Мы уже писали об этой странности всех западных матриц.

Появилась матрица в семидесятых годах двадцатого столетия при проведении консалтинговой фирмой Mckinsey проекта для General  Electric.
Суть матрицы Маккинси

 

Если смотреть на теорию, то она предлагает следующие позиции:
Победитель №1 — подразумевает стратегию дополнительных инвестиций;
Победитель№2 — стратегия этой позиции предполагает инвестиции, но с условием устранения слабых сторон;
Победитель№3  — также нужны инвестиции, но более точечные, с выделением сегментов;
Проигравший №1 —  нужно отыскать возможности для выхода из этой позиции или покинуть рынок;
Проигравший №2 – опять же, надо искать варианты выхода из позиции или продать бизнес;
Проигравший №3 —  позиция требует отказа от инвестиций или выход из бизнеса;
Средняя позиция или средний бизнес – выборочные и наименее рискованные инвестиции;
Знак вопроса – позиция предполагает выход из бизнеса, либо его концентрацию на более узком сегменте;
Производитель прибыли – только те инвестиции, которые дадут отдачу в ближайшее время.

Результаты Матрицы GM/McKinsey,  сводятся к тому, чтобы указать на:

— какие товары и/или услуги бизнеса находятся в приоритете
— что будет приносить только убытки в ближайшие годы и
— в какие продукты/услуги бизнеса нужно инвестировать

Как можно заметить, все матрицы, в том числе и эта, относятся к портфельному анализу и построены по принципу «выиграл или проиграл». Изъяном этого инструмента, является его чрезмерная опора на финансовые показатели.

Плюсы и минусы матрицы Маккинси

 

К плюсам матрицы можно отнести:

— в отличие от аналога BCG, для выбора стратегии имеется большое количество позиций (квадрантов).

-среди этого количества вариантов есть средние позиции, которые дают некое пространство для маневра.

В минусах же:

— Матрица Маккинси указывает на отказ определённых направлений, которые оказались в отрицательных квадрантах. К сожалению, этот безжалостный  элемент присутствует и тут. Как мы уже отмечали, данный недостаток присущ почти всем подобным инструментам.
— Ещё один важный недостаток – это субъективность оценок, которые появляются по результатам анализа. Это происходит потому, что невозможно учесть границы и масштабы рынка и сам рынок постоянно меняется. В этом случае, показательна практика сотовой связи: ещё в конце 90-х, начале 2000-х были пейджеры (целый рынок, кстати), потом пришли смс с ммс, а сейчас и их вытесняют текстовые мессенджеры вроде Viber или Whatsapp. В промежутках между сменами технологий передачи текстовых данных также происходили события – пейджинговые компании поглощались сотовыми операторами, сотовые операторы начали предоставлять услуги интернет провайдеров и т.д.  Если бы мобильные операторы принимали  решения по матрице Маккинси, то сейчас, наверное, до сих пор были бы пейджеры. А ведь есть рынки, где процессы происходят ещё быстрее, такие как использование программного обеспечения.

Выводы

 

В малых масштабах, все эти расчёты можно провести довольно быстро (с грубыми погрешностями), которые подтвердят интуитивные догадки руководителя. На больших предприятиях и/или проектах, ни о каких примерных расчётах речи быть не может, всё нужно считать точно, уж больно  радикальные решения. Также, рекомендуется перепроверить выводы другими инструментами вроде матрицы BCG.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2003 - 2020 Стратегический консалтинг от ПКФ Стратего · Копирование запрещено