Её ещё называют «матрица дженерал электрик – маккинзи или GE/Mckinsey». Методологический фундамент был предложен консалтинговой фирмой Mckinsey в процессе проекта с General Electric.
Данный инструмент схож с матрицей BCG, но в нём заложена ещё и средняя позиция. Таким образом, таблица 3х3 образует девять квадрантов. Схожесть в осях — конкурентоспособность и привлекательность отрасли, только тут они названы иначе. В матрице BCG они именуются как темпы роста рынка и относительная доля рынка (ОДР). Кстати, коэффициент ОДР вычислять не надо, что облегчает работу с этим инструментом.
Обратите внимание, в оригинале, ось х перевёрнута и ноль находится, почему то в конце. Мы уже писали об этой странности всех западных матриц.
Появилась матрица в семидесятых годах двадцатого столетия при проведении консалтинговой фирмой Mckinsey проекта для General Electric.
Суть матрицы Маккинси
Если смотреть на теорию, то она предлагает следующие позиции:
Победитель №1 — подразумевает стратегию дополнительных инвестиций;
Победитель№2 — стратегия этой позиции предполагает инвестиции, но с условием устранения слабых сторон;
Победитель№3 — также нужны инвестиции, но более точечные, с выделением сегментов;
Проигравший №1 — нужно отыскать возможности для выхода из этой позиции или покинуть рынок;
Проигравший №2 – опять же, надо искать варианты выхода из позиции или продать бизнес;
Проигравший №3 — позиция требует отказа от инвестиций или выход из бизнеса;
Средняя позиция или средний бизнес – выборочные и наименее рискованные инвестиции;
Знак вопроса – позиция предполагает выход из бизнеса, либо его концентрацию на более узком сегменте;
Производитель прибыли – только те инвестиции, которые дадут отдачу в ближайшее время.
Результаты Матрицы GM/McKinsey, сводятся к тому, чтобы указать на:
— какие товары и/или услуги бизнеса находятся в приоритете
— что будет приносить только убытки в ближайшие годы и
— в какие продукты/услуги бизнеса нужно инвестировать
Как можно заметить, все матрицы, в том числе и эта, относятся к портфельному анализу и построены по принципу «выиграл или проиграл». Изъяном этого инструмента, является его чрезмерная опора на финансовые показатели.
Плюсы и минусы матрицы Маккинси
К плюсам матрицы можно отнести:
— в отличие от аналога BCG, для выбора стратегии имеется большое количество позиций (квадрантов).
-среди этого количества вариантов есть средние позиции, которые дают некое пространство для маневра.
В минусах же:
— Матрица Маккинси указывает на отказ определённых направлений, которые оказались в отрицательных квадрантах. К сожалению, этот безжалостный элемент присутствует и тут. Как мы уже отмечали, данный недостаток присущ почти всем подобным инструментам.
— Ещё один важный недостаток – это субъективность оценок, которые появляются по результатам анализа. Это происходит потому, что невозможно учесть границы и масштабы рынка и сам рынок постоянно меняется. В этом случае, показательна практика сотовой связи: ещё в конце 90-х, начале 2000-х были пейджеры (целый рынок, кстати), потом пришли смс с ммс, а сейчас и их вытесняют текстовые мессенджеры вроде Viber или Whatsapp. В промежутках между сменами технологий передачи текстовых данных также происходили события – пейджинговые компании поглощались сотовыми операторами, сотовые операторы начали предоставлять услуги интернет провайдеров и т.д. Если бы мобильные операторы принимали решения по матрице Маккинси, то сейчас, наверное, до сих пор были бы пейджеры. А ведь есть рынки, где процессы происходят ещё быстрее, такие как использование программного обеспечения.
Выводы
В малых масштабах, все эти расчёты можно провести довольно быстро (с грубыми погрешностями), которые подтвердят интуитивные догадки руководителя. На больших предприятиях и/или проектах, ни о каких примерных расчётах речи быть не может, всё нужно считать точно, уж больно радикальные решения. Также, рекомендуется перепроверить выводы другими инструментами вроде матрицы BCG.