С наступлением непростых дней в отечественной экономике появились разговоры о том, что кризис ещё и возможность. Не будем писать об импортозамещении, льготных ставках и прочих популярных иногда даже популистских мерах. Попробуем найти ответ внутри самих организаций.
Что делают или что собирается делать малый бизнес в ближайшей перспективе.
Чтобы поддержать развитие многие знакомые компании:
1. Усиливают сервисное направление, внедряя услуги по
— ремонту и/или обслуживание для новых клиентов
— тоже самое, но для клиентов существующих.
Этот пункт стоит рассмотреть подробнее. Как объясняют сами предприниматели, что с на сегодняшний день вступает в свои права экономия. Поэтому часто люди не идут покупать новую вещь, авто например, а будут ремонтировать имеющийся автомобиль. Конечно, пока нет тренда как в 90 – е — ремонт своими силами. Всё-таки понимание своей компетентности останавливает многих от самодеятельности. А небольшие строительные фирмы начали предлагать услуги по чистовому ремонту и отделке помещений. Впрочем, есть и другие варианты того, как предприятия выходят из положения
2. Вводят или расширяют ассортимент компонентов, стройматериалов, запчастей. То есть всего того, чем можно отремонтировать.
Этот пункт вытекает из написанного выше. В указанных сферах торговли нет или почти нет падения уровня потребления. Более того в некоторых секторах наблюдается рост. И где есть такие движения, там участники сидят, молчат, чтобы не навлечь новых конкурентов.
В высокотехнологичных отраслях всё тоже самое: ремонт, дополнительное ПО, обслуживание.
3. Многие из знакомых микро и мини предприятий (о нашей классификации малого бизнеса читайте тут) добавляют в ассортимент продукты питания.
4. Также отмечается тренд диверсификации клиентов, то есть если компания обслуживала только юридические лица, то стараются предложить что то и физическим лицам. И наоборот, когда из ассортимента, ориентированного только на физ. лица, появляются предложения для юр лиц.
5. Из консалтинговой практики можно отметить персонификацию — это когда на основе имеющихся данных о клиенте ему делается персональное предложение. Порой предложение обсуждается с клиентом лично. В этом случае можно говорить о ручном управлении со стороны руководителей микро и мини предприятий.
С радостью отметим оптимизм и положительный настрой среди директоров. Этот факт гораздо более важен, чем понимание способов роста.