Он предназначен для стратегического анализа внутренней среды организации, а точнее её сильных, слабых сторон, а также нейтральной или усреднённой оценки определённых элементов на предприятии.
В части S (Strength) и W (Weakness)эта методика схожа со SWOT анализом, однако она самостоятельна и имеет свои особенности.
метод SNW анализа
Заключается в оценке частей организации. Количество этих частей определяется индивидуально, но есть определённые стандарты, которые призывают рассматривать именно их. Стандарты, конечно, нигде не прописаны, а установлены деловой практикой.
Есть точка зрения, что SNW анализ — расширенная, или усовершенствованная форма SWOT анализа. Если авторы последнего известны, то кто является создателем новой модели стратегического анализа внутренней среды организации, сказать сложно. Наверное, авторство принадлежит всему сообществу бизнес профессионалов.
По нашему мнению, SNW анализ не является не усовершенствованной, ни расширенной формой СВОТ анализа. Он просто другой.
После составления и ранжирования списка, необходимо выписать шаги по переводу слабых и нейтральных сторон в сильные.
Для более чёткого понимания приведём пример его применения. Итак…
пример SNW анализа
Сначала отметим, что количество анализируемых элементов колеблется в диапазоне от 20 до 30. Это связано с тем, что некоторым предприятиям не имеет смысла оценивать, например, систему дистрибуции, так как у неё её просто нет.
Добавим, что если оценивается холдинговая структура, в которую входит несколько бизнес единиц, то необходима декомпозиция фактора «стратегии развития предприятия» на конкретные бизнес единицы входящие в структуру.
Первым шагом составляем список с оценкой факторов, а также, чтобы обосновать оценку, по каждому пункту необходимо добавить комментарий.
№ | Факторы | Оценка | Комментарии | ||
S | N | W | |||
Стратегия | |||||
1 | Система планирования | 1 | Системы нет. | ||
2 | Стратегические альянсы | 1 | Альянсов нет. | ||
3 | Стратегия развития предприятия | 1 | Стратегии нет. | ||
Стратегия бизнес единицы 1 (если Холдинг) | |||||
Стратегия бизнес единицы 2(если Холдинг) | |||||
Стратегия бизнес единицы 3(если Холдинг) | |||||
4 | НИОКР | 1 | Исследований не проводится.… | ||
Кадры | |||||
5 | Система обучения | 1 | Обучение проводится, но нерегулярно.… | ||
6 | Система мотивации | 1 | Мотивации, как системы, нет.… | ||
7 | Текучесть кадров | 1 | Текучесть кадров такая же, как и у конкурентов.… | ||
8 | Квалификация персонала | 1 | У нас самые лучшие кадры.… | ||
9 | Организационная структура предприятия | 1 | Не соответствует промежуточным целям,особенно в продажах.
… |
||
10 | Состояние охраны труда | 1 | Придерживаемся законов РФ.… | ||
11 | Численность персонала | 1 | Всё укомплектовано,недостатка нет.… | ||
12 | Корпоративная культура | 1 | Дни рождения,праздники отмечаются,имеется дресс — код
и прочие стандарты. … |
||
Маркетинг | |||||
13 | Система маркетинга | 1 | Системы нет. Маркетинг ограничивается только рекламой и ассортиментом.
… |
||
14 | Ассортимент выпускаемой продукции | 1 | Предприятие полностью закрывает потребности клиентов.
… |
||
15 | Товаропроводящяя система (дилеры и дистрибуторы) | 1 | Отсутствует, продаём только сами.… | ||
16 | Имидж организации | 1 | Репутация отличная,а имидж средний,так как маркетинга нет.
… |
||
17 | Ценовая политика | 1 | Цены средние по рынку.… | ||
18 | Объемы продаж | 1 | Входим в тройку по объёмам реализации продукта N в ПФО.
… |
||
19 | Ориентация на потребителя | 1 | Стараемся угодить клиенту.… | ||
20 | Территориальное расположение | 1 | Точки продаж расположены около транспортных узлов.
… |
||
Производство | |||||
21 | Производственные площади | 1 | Выгодное расположение.Площадей много,даже есть излишки,
которые сдаём в аренду. … |
||
22 | Объемы производства | 1 | Линии загружены на максимум.… | ||
23 | Качество продуктов и/или услуг | 1 | Нас покупают только за качество.… | ||
24 | Уровень технической оснащенности | 1 | У нас самое современное оборудование.… | ||
Финансы | |||||
25 | Финансовая устойчивость предприятия | 1 | По данным фин. анализа положение более чем устойчивое.
… |
||
26 | Заработанная плата | 1 | Выше чем по отрасли.… | ||
Логистика | |||||
27 | Сроки выполнения заказов | 1 | Все заказы выполняются в срок.… | ||
28 | Зависимость от поставщиков | 1 | У нас 2 поставщика,альтернатив нет.… | ||
ИТ | |||||
29 | ИТ системы | 1 | У нас отраслевая ит система,интеграция с сайтом
и смартфонами, с постоянной поддержкой и развитием. |
Вторым шагом выписывается то, как Вы из слабых сторон собираетесь делать сильные, ну или хотя бы нейтральные.
выводы по SNW анализу
Для малого бизнеса инструмент SNW анализа не совсем подходит. Да и зачем он нужен, когда есть SWOT? Но при использовании последнего, стоит взять на вооружение те факторы, которые описаны тут. Ведь на практике бывает, начнёшь анализировать слабые, сильные стороны по проверенной методе, тут же возникает вопрос, что конкретно рассматривать. Пожалуйста. В SNW всё есть.
Также, польза для малого бизнеса может быть в оценке фактора «Стратегические альянсы», как одной из точек роста!
В идеальной ситуации необходимо сравнивать анализируемую организацию с конкурентами, только тогда возможно сделать SNW анализ эффективным инструментом. Если же такой возможности нет, то и затевать его не стоит. Например, как понять, что Ваша IT система лучшая среди компаний выпускающих ПЭТ упаковку? Только сравнивая с конкурентами.