Консалтинговая фирма СТРАТЕГО

Школы стратегий

Школы стратегийВ статье речь пойдёт о книге, автором которой является Генри Минцберг — «Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента». Написана она в соавторстве с Брюсом Альстрандом и Жозефом Лампелем. Несмотря на некоторые главы этого труда, которые довольно новы, основным содержанием является перечисление и описание школ стратегий.

Подробный разбор делать не можем, так как в книге чётко указаны авторские правила о запрете копирования материала, однако вкратце описать имеем право, тем более что части книги были уже упомянуты ранее в подобных изданиях под авторством Генри Минцберга, плюс ко всему содержание находится в открытом доступе.

Немного об основном авторе:

Генри Минцберг родился в Канаде, профессор менеджмента, считается одним из отцов этой дисциплины. Чуть менее 20 книг, более 150 статей по тематике управления корпорациями.

Книга интересна для теоретиков и профессионалов в области стратегического менеджмента. Однако бизнесменам навряд ли будет интересно классифицировать свою деятельность. В сущности всё равно, к какой школе относится твоя стратегия – к школе дизайна или позиционирования. Пользы от такого манипулирования терминами никакой. Правда,  есть и другая точка зрения, а именно понимание и знание всех аспектов стратегического процесса может дать немалую выгоду, так как привнесёт в имеющуюся стратегию новшества, которые положительно повлияют на развитие бизнеса.
Несмотря на разности мнений, всё-таки немного разберёмся и опубликуем рисунок с содержанием книги:

Стратегическое сафари_содержание книги

 

Школы стратегического менеджмента

По определению Г. Минцберга их всего 10 штук:

Школа дизайна
Технология SWOT анализа организаций наиболее характерна для дизайн — школы. Есть и другие названия этого направления стратегической мысли – школа конструирования, моделирования или конструирования. Первоисточниками этой школы стали труды А. Чандлера, а ещё ранее Ф. Селзника с книгой «Руководство в администрировании»

Школа планирования
Пожалуй, первая  объективно работающая школа, так как рациональна и наиболее понятна, особенно нашим соотечественникам. И. Ансоффа можно назвать основоположником этих идей, которые были озвучены в книге «Корпоративная стратегия».  Нужно сказать, что понимание стратегии как некого плана наиболее близка практике нашей фирмы. Особенно, если учесть тот факт, что стратегию то итак объяснить трудно (все только «бросаются» этим модным словом), а если дело доходит до реального применения и внедрения, то вообще непонятно как «внедрять в организацию иные, порой абстрактные вещи. Наработки этой школы легли в основу IT систем для стратегического управления предприятием, так как в планировании всё структурировано и измеримо. Есть, конечно, и критика этой школы и разговоры о том, что стратегическое планирование отмирает, что планирование годится только для аналитики, но отметим, адекватной альтернативы пока нет.

Школа позиционирования
Представлена идеями Майкла Портера. По правде сказать, это он и предложил данный подход. Его труд «Конкурентная стратегия» перевернул сознание многих бизнесменов. А позиционирование как идея прочно закрепилась в рядах самых эффективных технологий стратегического менеджмента. Хотя появление позиционирования, авторами этой книги, приписывается аж полководцу, жившему до нашей эры. А Майкл Портер, вроде как, всё позаимствовал и систематизировал.

Школа предпринимательства
Основной термин данной школы – видение, как то, что вдохновляет, описывает то, что нужно ещё сделать, и даёт силы для дальнейшего движения вперёд. Для стратегии, на наш взгляд абстрактно, хотя и такое тоже имеет место быть. Например, Ричард Брэнсон с Virgin Group и подобные лидерцентричные предприятия, но их не нужно путать с организациями, где стратегия построена на видении.

Когнитивная школа
Эта школа  относится больше к психологии, нежели к менеджменту. Центральным понятием такой стратегии является картографирование. Сейчас это модно – дорожная карта и подобные технологии.

Школа обучения
Можно описать одной фразой – «построение стратегии как развивающийся процесс».

Школа Власти

Ключевой идеей школы является то, что построение стратегии – процесс переговоров, политики и где то даже каких — то интриг. Всё правильно,  если нет чёткого плана и понимания где и как работать появляются соблазны, ненужные разговоры, сплетни и прочие неприятные моменты. Кому то это, кстати, нравится. Даже появились книжонки, на тему разделяй и властвуй.

Школа Культуры

Эта школа противоположность предыдущей. Коллективизм тут в центре и в почёте. Есть и у школы культуры критики и недостатки тоже имеются. Есть даже целое направление в менеджменте по корпоративной и организационной культуре. Для этой школы стратегия выступает процессом социального взаимодействия.

Школа Внешней среды

Внешнее окружение для данной школы является основным фактором при выработке стратегии, отчего стратегический менеджмент, при подобном подходе, становится реактивным.

Школа Конфигурации

По-сути, объединяющая все формы. Дело в том, что школа конфигураций напоминает нам о том, что стратегический менеджмент-наука об изменениях. Например, если вспомнить подход, что стратегия это план. Можно подумать, что сделал стратегию с планом и всё, она незыблема. Как раз таки, наоборот, плох тот план, который не меняется.


Помимо  подробного описания каждой школы стратегии в этой книге раскрыты вклад, контекст и критика. О плюсах и минусах этих подходов, конечно же, лучше прочитать в самой книге. Для чего же нужны эти классификации? Как и любая систематизация определения школ стратегий необходимо для понимания, что разработать стратегию можно по-разному.

 Прочие главы

 

Хоть некоторые из них «идут» вначале книги, всё-таки они менее значимы обозначения школ стратегического менеджмента. Подробно пересказывать их не будем. Однако стоит отметить главу плюсы и минусы стратегии за рассмотрение аргументов за и против.

Что  касается главы 5П, то в ней дана попытка определения стратегии. В итоге, термин там рассматривается как:

— План

— Принцип поведения

— Позиция

— Перспектива

— Маневр (перевод в оригинале звучит как «ловкий приём», но мы перевели по-своему прим. автора)

Вот так, на примере одной книги была затронута тема школы стратегий. В заключении напишем, что  книгу «Стратегическое сафари. Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента» нужно читать в оригинале, особенно тем, кто интересуется тематикой стратегического менеджмента.