Жизненный цикл организации учитывает тот факт, что любое создание стратегического плана должно учитывать тот факт, что всё изменяется. Это натолкнуло на идею рассмотрения данной темы. Начнём с азов, поэтому в статье речь пойдёт о книге Ицхака Калдерона Адизеса «Управление жизненным циклом корпораций»
Основной смысл теории жизненных циклов, заключается в том, что все системы рождаются, растут, взрослеют, стареют и умирают.
Термин жизненного цикла организации (ЖЦО) предложил Кеннет Боулдинг ещё в середине 20-го века. Классическое представление ЖЦО заключается в пяти этапах:
- рождение
- рост
- зрелость
- падение
- обновление
Позднее стали появляться другие взгляды на это явление, такие как:
теория модели жизненного цикла организации по грейнеру
Ларри Грейнер ЖЦО представил под иным углом – субъектным. Он выделил пять этапов жизни организации, которые характеризуются как:
рост через творчество, завершающийся кризисом лидерства;
рост через управление, этот этап прекращается из-за кризиса автономии;
рост через делегирование, в конце его наступает кризис контроля;
рост через координирование, переходящий в кризис границ;
рост через сотрудничество, который заканчивается, кризисом всей организации. Однако он не дал чёткого определения каким именно кризисом, поэтому это наша гипотеза.
Также, он ввёл понятие фаз развития – революционную и эволюционную, последняя длится от 4 до 8 лет (зависит от отрасли).
модель жизненного цикла организации по адизесу
И.К. Адизес сфокусировался на изучении этого вопроса. На сегодняшний день его идеи наиболее распространены и применимы.
в его модели выделяется 10 этапов жизни организации:
Ухаживание
Младенчество
Бурные годы
Юность
Расцвет
Наступает фаза старения организации, которая подразделяется на:
Стабильность
Аристократию
Охоту на ведьм
Бюрократизацию
Смерть.
Важной мыслью книги является то, что все отделы в организации проходят свои жизненные циклы. Иными словами, взросление организации происходит неравномерно. Например, бухгалтерия может войти в бюрократизацию раньше всех, а маркетинг и продажи, скорее всего вообще не состарятся. При разработке и внедрении стратегии необходимо учитывать этот факт.
Описание характеристик и проблем организации на каждом этапе её жизни лучше прочитать в оригинале, тем более на многих сайтах они даются в искажённом виде. Напишем только, что проблемы на предприятии бывают двух типов естественные и аномальные. Первые это те, которые характерны для определённого этапа жизни организации, а вторые являются отклонением от нормы, и стоит обратить на них особое внимание. Например, для зарождающихся предприятий характерна нехватка материальных ресурсов и это естественно, а вот когда старт — ап начинает лихорадить от внутренних политических разногласий, то тут стоит быть предельно внимательным, так как это аномальная проблема.
Подробное рассмотрение тематики жизненного цикла организации можно найти только в трудах И.К. Адизеса. На сегодняшний день, в этом вопросе его имя уже стало нарицательным.
Стоит отметить, что по мере продвижения организации по жизненному циклу у неё меняются ценности, а вслед за ними и цели. Если на первых порах приоритетом является рост, после развитие, а вот когда организация стареет, акценты смещаются в сторону защиты доходов, внутренней политики, да и просто, в элементарное выживание. Как показывает консалтинговая практика, если у руководителя малого предприятия, на этапе его расцвета, ценности остаются прежними, то такая организация резко скатывается в фазу старения с дальнейшим её развалом.
Литература:
Ицхак Калдерон Адизес «Управление жизненным циклом корпораций» 2014 г.
Greiner, L. «Evolution and Revolution as Organizations Grow.» Harvard Business Review. July-August 1972.